Найти тему
ru-memorials

Французские корни

122-мм гаубица образца 1910/30 годов из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.

Советские инженеры межвоенного периода не только придумывали совершенно новые образцы вооружений, как то самолёты, танки, автомобили, тягачи и т.п.

Но и внимательно отнеслись к наследию царского периода.

Успешные и технологически пригодные к производству образцы модернизировались и продолжали состоять на вооружении Красной Армии.

Одним из таких образцов стала 122-мм гаубица образца 1910 года.

-2

Разработанная французской компанией "Шнейдер" она была принята на вооружение царской армии в 1910 году.

Орудие хорошо зарекомендовало себя в боях первой мировой и в большом количестве досталось молодой Советской республике.

В 1930 году было принято решение о модернизации гаубицы и возобновлении её производства.

Перед нами как раз один из образцов, выпущенный в 1931 году под номером 1510.

У него удлинённая камора (увеличение на один калибр было одним из элементов модернизации).

Вес ствола с замком - 423 кг, а без замка - 393 кг.

-3

Удивительно, но затвор разработанный французами ещё в начале века использовался не только в оригинальных и модернизированных гаубицах образца 1910/1930 годов, но и в орудии, которое должно было заменить их.

Знаменитая 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) имела точно такой же поршневой затвор, вплоть до взаимозаменяемости.

Таким образом, эта деталь уже 110 лет используется в артиллерии (множество М-30 и в наши дни состоят на вооружении десятков стран мира).

-4

Конструкция гаубицы соответствует уровню начала ХХ-го века.

Орудие имеет однобрусный лафет, что делает его проще, но препятствует быстрому переносу огня на фланги.

Это не считалось проблемой в момент принятия на вооружение, поскольку темп передвижения целей был невысок, танки и автомобили отсутствовали как класс.

Однако, уже в середине 1930-х годов стало очевидно, что данная концепция устарела.

Это и стало одной из причин проведения конкурса на новую гаубицу, который выиграла М-30 со своим лафетом с раздвижными станинами.

Что не помешало 122-мм гаубице образца 1910/1930 годов стать самой массовой 122-мм гаубицей Красной Армии в первые годы войны.

В том числе и этому конкретному орудию.

На правом верхнем углу щитового прикрытия явно видны многочисленные следы повреждения осколками вражеских снарядов.

-5

Ещё одна неочевидная в начале прошлого века проблема - отсутствие подрессоривания колёсного хода.

Лошади тянут пушку не особо быстро, поэтому в рессорах, пружинах и амортизаторах потребности не было.
Даже колёса до 1936 года были деревянными.

Изменившийся мир потребовал больших скоростей буксировки.
Немного прироста скорости дали металлические колёса с грузошиной (как здесь).

Максимальная скорость буксировки на деревянных колёсах - 6 км/ч.
На металлических - 12 км/ч.

-6

Интересные особенности по наведению на цель.

Вертикальные углы: от -3° до +44.5°.
При этом из орудия запрещали стрелять полным зарядом на углах менее 20°.
От этого оно переворачивалось.

С горизонтальной наводкой было всё и вовсе печально.
От крайнего левого положения до крайнего правого всего 4.71°.
Быстро перемещающиеся по фронту цели - не для этого орудия.

-7

Обратите внимание на конструкцию орудийного щита.
Он состоит из двух частей.
Внешняя неподвижно закреплена на станке.
Внутренняя же закреплена на люльке орудия и перемещается по горизонтали вместе с ней.
Размеры внутренней части щита больше чем отверстие во внешней и открытых щелей при наведении не образуется.

-8