Найти тему
972 подписчика

Как педагог и доктор психологических наук Шалва Амонашвили научил сына уважению

832 прочитали

Шалва Александрович Амонашвили – прекрасный советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР (сейчас – Российская академия наук), член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), почетный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ в области образования, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства»; был удостоен медали: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России»…список регалий этого замечательного человека можно продолжать до бесконечности.

Шалва Александрович – живая легенда (сейчас ему 89 лет, и он преподает по сей день) – про таких профессионалов обычно говорят – специалист от Бога.

Однажды, в рамках интервью для одного известного издания кто-то из журналистов спросил ученого: «Шалва Александрович, скажите, пожалуйста, как нужно воспитывать детей, чтобы они росли достойными людьми?».

   Шалва Александрович Амонашвили – прекрасный советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР (сейчас – Российская академия...

Шалва Александрович посмотрел с улыбкой на корреспондента со словами:

«У меня есть сын. Его зовут Паата (прим.: дети Ш. А. Амонашвили: сын Амонашвили Паата Шалвович – психолог, социолог, писатель, издатель; дочь Нино – филолог, ювелир). Когда ему было лет 12, он сильно обидел маму, мою супругу Валерию.

Паата своей выходкой довел мать до слез.

Его сестра и бабушка хотели объяснить ему, что он очень плохо поступил; они пытались поговорить с ним. Но, увы, в такие моменты невозможно вмешиваться – ничего не получится, результата не будет. Даже мои доводы, доводы родного отца ни к чему бы не привели, и ни чем бы, не помогли ситуации.

Тут нужен был иной подход.

Да, я ничего ему тогда не высказал. Но спустя неделю, когда Паата и сам забыл о произошедшей неприятности, я подошел к сыну и спокойно (без злобы или какой-либо выраженной обиды) пригласил его прогуляться со мной для серьезного разговора – для разговора двух мужчин.

Я так и сказал ему: «Паата, нам с тобой нужно поговорить по-мужски, пойдем».

И сразу предупредил его: «Паата, сынок, мама не должна знать о нашей беседе. Никто не должен знать. Это только наше с тобой дело, наш разговор. Ты понял меня, Паата?».

Сын, молча, кивнул.

Какое-то время мы с ним шли, не проронив ни слова друг другу.

Потом я остановился и обратился к сыну: «Паата, я хочу, чтобы ты дал мне совет. Видишь ли, сынок, однажды я влюбился в прекрасную женщину. Замечательную, красивую, заботливую, веселую, нежную, умную и добрую женщину – самую лучшую на всем белом свете. И я пообещал ей, что если она согласится выйти за меня замуж, осчастливив этим меня до конца дней, то я никогда не дам ее в обиду. Никому.

Как ты считаешь, дорогой Паата, я правильно поступил, это верное решение?».

«Конечно, правильно, пап»,–  ответил мой ребенок.

   Шалва Александрович Амонашвили – прекрасный советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР (сейчас – Российская академия...-2

Затем я спросил его: «А ты, сынок, когда найдешь свою истинную любовь, дашь ей такое же обещание?».

«Конечно, дам!» ,– он почти выкрикнул свой ответ.

После этого я положил ему руку на плечо и сказал, глядя в его добрые, по-детски распахнутые глаза: «Тогда помоги мне, пожалуйста. Я не знаю, как быть со своим сыном, который обидел мою любимую женщину. Подскажи, пожалуйста, что мне делать. Ведь я дал своей любимой обещание».

Знаете, он после этих моих слов, видимо, испытал определенный шок – сын долго молчал, глядя мне в глаза, не отрываясь (это и есть шоковая терапия, которая при верном исполнении работает необходимым образом в воспитательных целях, не нанося при этом ребенку вред, не травмируя его).

И вот, он молчит, молчит, смотрит на меня, а я чувствую, как у него в душе все закипает от негодования; это резонанс – я вижу, что душа моего мальчика работает, он начинает осознавать, что натворил – именно это и творит Человека.

«Пап, накажи меня»,– наконец, опустив голову, говорит мне Паата дрожащим голосом.

Ой, чувствую, что слезы близко у него уже…да и у меня тоже – не передать словами, что я чувствовал в тот момент.

Но он держится. Характер.

Говорю ему, стараясь не подавать вида, что растрогался до глубины: «Зачем же, сынок? Я не для этого тебя позвал прогуляться. Ты пойми, Паата, нас в семье ведь только двое – ты и я, и мы должны защищать изо всех сил наших женщин. Мы мужчины, и они для нас – все. Поможешь мне в этом?».

«Помогу»,–  отвечает мне; серьезно так, нахмурившись даже немного от усердия (хочет, чтобы верили ему).

И, вот, мы оба улыбнулись. Отлегло.

Я жму ему руку и говорю: «Пойдем уже домой. Нас заждались, наверное, волнуются».

   Шалва Александрович Амонашвили – прекрасный советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР (сейчас – Российская академия...-3

Больше подобных проблем не возникало в семье.

А Паата замечательный сын, прекрасный человек. Люблю его и горжусь».

Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK и будьте в курсе нескучной и полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Приятного вечера и бодрого, радостного нового дня!