Я получила много комментариев, отстаивающих пользу драйвера "будь совершенным" к предыдущему посту.
- "Я перфекционист! Всё делаю на отлично"
- "Мне нравится этот драйвер"
- "За что ни возьмусь, всё на высоком уровне"
- "Очень помогает в жизни"
- "Как же иначе стимулировать себя на достижения"
Действительно, что плохого в стремлении к совершенству? Человек занимается собой, растет личностно, совершенствует своё тело и дух. Разве это не прекрасно?
Это может быть прекрасно, но важно в каком состоянии, как и зачем человек это делает.
1. Чьи установки о совершенстве человек реализует.
"Перед тем как становиться лучшей версией себя было бы хорошо сначала стать собой" - эту мысль я услышала на семинаре у Елены Марчевской и сразу занесла в цитатник.
Можно стремиться к совершенству в понимании мамы и папы. Так чаще всего и бывает, потому что "будь совершенным" человек усваивает в детстве:
"Лучше всех учиться, получать пятерки, ходить в музыкальную школу, быть хорошей и старательной девочкой. Тройки и четверки получает не моя дочь, моя дочь учится лучше всех и только на отлично".
"Мой сын должен быть лучше всех, всегда побеждать в соревнованиях. Мой сын самый умный и сильный".
Не зная себя, не имея хорошего контакта с собой, можно провести десятилетия в попытках улучшить себя. Но кого и ради чего человек улучшает?
Когда человек проводит десятилетия в погоне за идеалом, важно ответить себе на вопрос "чей это идеал".
Если "лезть вверх по лестнице, приставленной не к той стене", то на этом пути ждут только разочарования. Всё выше к некоему совершенству и всё дальше от собственных потребностей и чувств.
2. Постоянное недовольство собой, которое идет фоном.
Личность и способности-навыки-действия - это не одно и то же.
Наглядно это показывает модель "Пирамида логических уровней" Дилтса. На ней уровень Я (идентичность) и уровни действий, навыков, способностей разделены:
Но мало кто узнал об этом в детстве. Более того, многие взрослые люди тоже постоянно путают эти уровни.
- "Я плохой, потому что допустил эту ошибку. Мне надо срочно исправляться"
- "Я не справляюсь со своими задачами, я ужасный человек".
Всё это тоже уходит корнями в детство: "Ты не слушаешься, ты плохой мальчик".
Для многих людей становится открытием, что:
1. Можно быть довольным собой, чувствовать себя ОКей
2. При этом продолжать получать новые знания, улучшать свои навыки
Причем, второе делать не из недовольства собой, а потому что это нравится, потому что это интересно, потому что в этом есть смысл.
Если человек доволен собой, это не значит что он ляжет на диван с пультом от телевизора и пивом.
Естественное стремление к познанию, к развитию заложено в каждом человеке. У каждого человека есть жизненные ценности. И это лучшая мотивация в перспективе, чем страх или недовольство собой.
.
Упражнение пожалуй оставим на следующую среду, чтобы статья не получилась бесконечно длинной в погоне за совершенством.
Если тема совершенства Вам близка, то предлагаю ответить на 2 вопроса:
1. Задумывались ли Вы, чьи идеалы и идеи о совершенстве Вы реализуете
2. Что думаете про естественное стремление к развитию?