В настоящее время широко распространен миф о том, что вернувшиеся с Луны астронавты, очень бодро шагали по палубе авианосца, в то время, как должны были едва стоять на ногах, или как минимум, пошатываться при ходьбе.
Для того, что бы разобраться в истине, нужно ответить на два вопроса:
1-разобраться в том, насколько сильно должны были быть выражены нарушения при ходьбе после 7-12 суточного полета.
2- были ли признаки нарушения координации у астронавтов на самом деле?
Ответить на первый вопрос можно рассуждая «от противного», посмотрев состояние советских космонавтов после полетов ранних «Союзов» начиная с «Союз-4», заканчивая «Союз-16» и тем самым перенести выраженность нарушения походки на американских астронавтов.
Ответ на второй вопрос имеется на официальной видеозаписи приземления и встречи экипажа «Аполлон-17», который я решил взять для примера, как самый продолжительный полет на Луну, составивший 304,5 часа, или 12 дней.
Ответив на первый вопрос, и сопоставив его со вторым (сравнив поведение астронавтов), мы получим ответ на наш главный вопрос.
Нарушение походки у советских космонавтов
В условиях космического полета у человека происходит реорганизация привычных позных установок и всей позно-координаторной и локомоторной деятельности (принятие и стабилизация позы, распределение мышечно-тонических усилий) таким образом, что последующее возвращение на Землю требует специального сознательного контроля для их восстановления.
После первых полетов кораблей «Союз» оказалось, что первый период приземления характеризуется отчетливым изменением походки. После 2-х суточного полета эти изменения продолжались от 15 до 30 минут (В.Г. Лазарев, О.Г. Макаров, Г.В. Сарафанов, Л.С. Демин). При этом отмечалась неустойчивость вертикальной позы стоя и при передвижении, нарушалась содружественная работа рук при ходьбе и линия ходьбы. Постановка стопы на опору производилась «ударно». Даже при отсутствии видимых нарушений, космонавты субъективно отмечали отсутствие привычных ощущений комфорта в первый день после приземления.
После полетов продолжительностью сем и восемь суток, космонавты А.В. Филипченко, Н.Н. Рукавишников, И.И. Климук и В.В. Лебедев сразу после приземления сохранили способность самостоятельного передвижения. При ходьбе они отмечали неуверенность и шаткость походки, потерю равновесия при поворотах. На вторые сутки походка восстанавливалась.
Наибольшие нарушения были выражены у А.Г. Николаева и В.И. Севастьянова. Нарушение локомоторных функций после 18 суточного полета были более выражены чем после 16 суточного полета у П.Р. Поповича и Ю.П. Артюхина и 30-суточного полета у А.А. Губарева и Г.М. Гречко.
У А.Г. Николаева и В.И. Севостьянова через три часа после посадки ходьба сопровождалась выраженными вегетативными реакциями (покраснение лица, учащение пульса). Космонавты при ходьбе широко расставляли ноги в стороны, туловище переваливалось в сторону опорной ноги, линия ходьбы не выдерживалась. Существенно уменьшалась высота подъема колена маховой ноги при переносе, Весьма характерным было то,что космонавт как бы не ставил стопу, а «бросал» е на опору, что создавало впечатление «штампующей» походки.
Какой должна была быть походка «Аполлон-17»
Перед тем, как рассмотреть походку и состояние американских астронавтов, необходимо коротко напомнить о самой миссии. «Аполлон-17 была самая длительная миссия на Луну и составила 304,5 часа (12 дней), 75 из которых (более трех суток!!!), астронавты провели на поверхности Луны. 22 часа астронавты провели вне корабля, совершили три семичасовых выхода и осуществили 30 километровый автопробег.
Таким образом, из 12 дневного полета, нахождение в невесомости составило всего 9 дней, и как следствие, состояние астронавтов можно сопоставить с состоянием советских космонавтов после 8 суточного полета, которые сразу после приземления сохраняли способность к самостоятельному передвижению, хотя и отмечали потерю равновесия при резких поворотах туловища.
Какой походкой на самом деле шел экипаж Аполлона-17
В ютубе имеется официальная видеосъемка приземления Аполлон-17, на которой идет отчет времени от момента запуска космического корабля.
Капсула Аполлон-17 совершила посадку через 304 часа 32 минуты 00 секунд. (время в ролике 5:45)
Открытие люка капсулы и выход первого астронавта произведен на отметке 305 часов 02 минуты (время в ролике 8:43), т.е. тридцать минут после приземления. Можно было бы сказать, что астронавты очень неуверенно «выползают» и садятся в лодку, но сторонники лунного заговора спишут это на волнение моря – хорошо, пропускаем.
Касание палубы вертолетом произошло через 305 часов 24 минуты и 54 секунды после запуска корабля и через 57 минут после приземления.
Выход астронавтов из вертолета состоялся через 305 часов 26 минут, т.е. через 54 минуты после приземления.
Далее, на отметке 305 часов 27 минут отчетливо видно как астронавты идут по палубе и у них характерная «штампующая» манера ходьбы, когда стопа как бы ударно опускается на землю.
Наиболее наглядно видна потеря равновесия у Харрисона Шмитта через 305 часов, 27 минут, 27 секунд после пуска (время в ролике 16:03), когда он нагнулся и попытался слишком далеко протянуть руку, что бы пожать руку. Пошатнулся и пилот орбитального модуля Роланд Эван, поднимаясь по ступенькам на 305 чаов, 27 минут 17 секунд.
Заключение
1 Учитывая, что после 8-суточных полетов у советских космонавтов сохранялась способность ходить, хоть и отмечалось незначительное изменение в походке, у астронавтов Аполлон-11 (8-дневный полет) так же не должно было возникнуть затруднений при ходьбе, а учитывая нахождение на Лунной поверхности, хоть и с 1/6 силы притяжения земли, адаптация к земным условиям была немногим легче чем у советских космонавтов.
2 Даже при двенадцатидневной миссии Аполлон-17, нарушения хоть и должны были быть более выраженными, чем у предыдущих экспедиций, но учитывая трехдневное пребывание на лунной поверхности и тяжелую физическую нагрузку, способность к ходьбе сразу после приземления была незначительно хуже, чем у советских космонавтов. Не стоит забывать и о том, что от момента посадки, до высадки на палубу авианосца прошло 55 минут, за которые организм уже частично адаптировался к условиям земной гравитации.
3 Обвинение американских астронавтов в том, что они выглядели бодро и не имели нарушений при ходьбе – не корректны, т.к. астронавты Аполлон-17 не только имели как и советские коллеги характерную «штампующую походку» на палубе авианосца, но и теряли равновесие выполняя сложные движения туловищем, как это произошло с Харрисоном Шмиттом – наименее подготовленным в физическом плане участником экспедиции, не являющимся действующим военным летчиком.