Найти тему

СЕКРЕТЫ ДРЕВНЕЙ МАГИИ

Оглавление
Деталь канопского кувшина с головой шакала. Объект UPM №29-87-510.
Деталь канопского кувшина с головой шакала. Объект UPM №29-87-510.

в Древнем Египте, Месопотамии, Греции и Риме практикующие магию использовали символические слова, образы и ритуалы для достижения желаемых результатов сверхъестественными средствами. Используя магию, они пытались управлять сверхъестественными силами-богами, демонами, духами или призраками-чтобы достичь чего-то, выходящего за рамки человеческих возможностей. Выставка "Магия в Древнем мире", которая сейчас находится в Музее Пенна, рассказывает о том, как разные культуры использовали магию для управления или понимания настоящего, контроля над сверхъестественными силами и видения будущего. На этой выставке представлены предметы из богатых коллекций музея Ближнего Востока, Вавилонского, египетского и Средиземноморского разделов.

Профессора Роберт Остерхаут и Грант фрейм, кураторы магии в Древнем мире

Для современного человека слово "магия", скорее всего, вызывает в воображении образы Хогвартса и других фантастических и исключительных миров. Однако в древнем мире магия была не только воспринимаемой реальностью, но и была доступна многим людям. Сохранившаяся литература и археологические находки древних обществ, окружавших Средиземноморье, включая Египет, Ближний Восток, Грецию и Рим, показывают, до какой степени магия пронизывала большинство аспектов жизни в древности.

Магия, часто пересекающаяся с тем, что сегодня можно было бы считать наукой или религией, была ресурсом для опосредования взаимодействия человека с обществом и миром. Это был источник защиты, средство исцеления, метод обеспечения успеха в бизнесе, любви и воспроизводстве, а также платформа для предсказания неопределенного будущего. Она даже лежала в основе многих погребальных обрядов. Таким образом, от рождения до смерти магия касалась всех стадий человеческой жизни.

Защита

-2

Защитная фигурка Хумбабы или Пазузу. Борозды вокруг лица этого демона - это либо внутренности врага, которые носит Хумбаба, либо усы на Львином лице Пазузу. Оба демона были среди множества апотропейных образов, которые отгоняли зло. H. 3.9", объект UPM #33-35-252.

Древние практикующие использовали как полезную, защитную магию, так и вредную, наступательную магию, которую в современных терминах можно было бы назвать “белой” или “черной” магией. Первая включает в себя апотропейную, или защитную, магию. Апотропейная магия была основана на вере, что определенные изображения, тексты или практики защищают пользователя от вреда. Например, с древности сохранились тысячи амулетов фаллической формы, которые отгоняли зло и несчастья для их владельца.

Мужские сексуальные образы символизировали власть и насильственную силу, в то время как женские сексуальные образы символизировали размножение и плодородие, в соответствии с древними гендерными ролями. Кроме того, силы демонов, монстров и богов, которые были вредны по своей природе, могли быть использованы через их изображения на амулетах, доспехах и зданиях. Тогда эти образы обеспечивали бы защиту от естественных и сверхъестественных угроз.

Апотропейные демоны включали в себя ближневосточных Пазузу и Хумбабу, которые сражались с другими злыми силами, такими как Ламашту, демон, вредный для беременных женщин и детей. В Древней Греции и Риме голова Горгоны, помещенная на броне и над входом, обеспечивала пользователю удачу и защиту. Голова Горгоны Медузы также украшала щит греческой богини-воительницы Афины. В египетской культуре образы богинь Сехмет и Таверет играли апотропейную роль. Обе богини имели жестокие или дикие формы: Сехмет, которая защищала от болезней, была частью Льва; Таверет, которая присматривала за матерями и детьми, была отчасти гиппопотамом.

В Музее Пенна хранится значительная коллекция другой формы древней защитной магии, чаши заклинаний или "чаши демонов"."Украшенные спиралевидным заклинанием и, как правило, иллюстрацией закованного в цепи демона, эти чаши были похоронены вверх ногами вокруг границ собственности или порогов комнаты. Используется в глубокой древности (ок. Со 2-го по 8-й или 9-й век н. э.) и найденные по всему древнему Ближнему Востоку, такие чаши ловили злых духов и запрещали им доступ в свой дом, составляя древнюю магическую систему безопасности.

-3

Фото объекта Веджат глазной амулет. Веджат, или Глаз Гора, был популярным амулетом, который носили для здоровья и защиты. Он включал в себя соотношения, которые диктовали измерение лекарств, и из его формы мы получаем наш современный символ для рецепта, “Rx."W. 1.7", объект UPM #E5078.
Фото объекта Веджат глазной амулет. Веджат, или Глаз Гора, был популярным амулетом, который носили для здоровья и защиты. Он включал в себя соотношения, которые диктовали измерение лекарств, и из его формы мы получаем наш современный символ для рецепта, “Rx."W. 1.7", объект UPM #E5078.

Другая форма защитной магии в Древнем Средиземноморье связана с исцелением. В области древней медицины магию было трудно отличить от религии и науки. Поскольку болезни, особенно те, которые были длительными или трудно поддавались лечению, часто приписывались божественному происхождению или причинно-следственной связи, практикующие врачи часто использовали магические ритуалы, чтобы умилостивить разгневанных богов, изгнать демонов и произвести исцеление. Например, месопотамские глиняные таблички, датируемые ок. 1800 до н. э. список предписаний и текстов предзнаменований для использования в диагностике и прогнозировании. Ашипу, или жрец заклинаний, после осмотра своего пациента посоветовался бы с этими предзнаменованиями, чтобы назначить магическое лекарство. Эти меры должны были быть приняты в сочетании с использованием трав, зелий, припарок и бинтов. Кроме того, многие медицинские папирусы Древнего Египта содержат заклинания и заклинания для лечения болезней, вызванных разгневанными божествами.

Магия часто использовалась для исцеления болезней и других внутренних повреждений, причины которых не были поняты. Одним из способов использования силы египетского бога-целителя Гора был Гор Кипп, небольшая каменная плита, которая могла наполнять воду целебными силами. Даже в случае внешних ран, обработанных припарками и бинтами, врач-священник может произнести заклинание над повязкой, чтобы способствовать исцелению. Точно так же он мог использовать доли или пропорции, содержащиеся в веджате (глазу Гора), магическом символе исцеления, чтобы определить, какое количество трав следует использовать в припарке.

В Древней Греции тесная связь между медициной и ритуалом проявляется в популярном культе Асклепия, великого бога-целителя, который исцелял больных, появляясь им во сне. Больные и немощные просители видели видения Асклепия, проводя ночь в его храме и просыпаясь, чтобы найти себя волшебным образом исцеленными. Чтобы обеспечить себе сохранение крепкого здоровья, пациенты, вылеченные Асклепием, посвящали обетные статуи своим исцеленным частям тела в его храмах, самый известный из которых находился в Эпидавре на греческом Пелопоннесе. Эти обеты часто производились в массовом порядке, и впоследствии на каждом было начертано имя человека, посвящающего его, прежде чем быть отданным в храм.

Брань

Точно так же, как магия дополняла древние медицинские практики, она также предоставляла альтернативные средства осуществления правосудия. Проклятия—форма наступательной магии-позволяли людям использовать сверхчеловеческие силы против своих врагов, соперников или любовников. Более 1600 табличек с проклятиями были найдены по всему древнему Средиземноморью, датируемому ок. 500 до н. э. и далее. Эти таблички различаются по содержанию и намерениям-от заколдовывания любовника до отмщения за долг и подавления социального соперника. Проклятия, начертанные на тонких листах свинца, называемых пластинками, были свернуты, проткнуты гвоздем и брошены в землю. Типичные черты этих проклятий включали язык бессмыслицы, известный как voces magicae, и магические символы, называемые charakteres. Считалось, что проклятия "связывают" различные части тела своих жертв, мешая им нормально функционировать. Те, кто накладывал проклятие, перечисляли части тела, черты характера и даже навыки жертвы, которым он или она хотели помешать, от рук и языков до ума и деловой хватки.

Проклятия использовались для обеспечения успеха в бизнесе в ущерб кому-то другому, как показано в этом отрывке из проклятия 4-го века до н. э. из Аттики (DTA, no. 87a):

- Я связываю Читтоса, моего соседа, конопельщика, ремесло Читтоса, его работу, его душу, его ум и язык Читтоса.”

Другие проклятия связывают любовника или объект желания, например, следующий пример из египетского папируса V века н. э. (см. Журнал. 45): "Пробудитесь, демоны, которые лежат здесь, и ищите Евфимию ... всю ночь, пусть она не сможет уснуть, но ведите ее, пока она не придет к его ногам, вожделея его с безумной похотью, любовью и сексом. Ибо я связал ее мозг, ее руки, ее живот, ее гениталии и ее сердце с любовью ко мне, Эон."Это проклятие притяжения было найдено запечатанным в глиняном горшке в сопровождении двух кукол, постоянно заключенных в объятия.

Некоторые из самых ранних известных проклятий происходили из Древнего Египта и состояли из осколков разбитой керамики.

Глава 180 из египетской Книги Мертвых. На виньетке изображен человек, толкаемый, молящий Осириса и двух других богов. Текст содержит заклинания и инструкции для оживления души: "Открой путь к моей душе, поставь меня на свои пьедесталы; даруй мне покой в доброй Аменте (Стране Мертвых), покажи мне мое жилище среди тебя, открой мне твои пути, открой засовы."H. 13.8", UPM object #E2775E. любезно предоставлено Dorling Kindersley: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology.
Глава 180 из египетской Книги Мертвых. На виньетке изображен человек, толкаемый, молящий Осириса и двух других богов. Текст содержит заклинания и инструкции для оживления души: "Открой путь к моей душе, поставь меня на свои пьедесталы; даруй мне покой в доброй Аменте (Стране Мертвых), покажи мне мое жилище среди тебя, открой мне твои пути, открой засовы."H. 13.8", UPM object #E2775E. любезно предоставлено Dorling Kindersley: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology.

Эти так называемые тексты экзекуции представляли собой глиняные фигурки или чаши, на которых были начертаны имена угрожающих людей, затем разбитые на куски и похороненные. Уничтожение имен своих врагов привело к уничтожению угрозы, которую они представляли. Это пример "симпатической магии", термин, который относится к широкому спектру магических практик, наступательных и оборонительных, которые имитируют эффект, который человек хочет произвести. Другие формы симпатической магии, найденные в Египте, включают изображение врагов на сандалиях и дверных гнездах. Повторное действие-наступление на врага или удар дверью-было эффективным для обеспечения его поражения и подчинения. С помощью таких проклятий и симпатической магии индивидуумы получали определенную степень контроля над своими врагами и своим будущим.

Гадание

Как и сегодня, в древности будущее было источником беспокойства. Эта тревога была смягчена использованием ряда гадательных практик, включая консультации с провидцами, оракулами и другими специалистами в предсказании будущего и интерпретации знаков и предзнаменований. В Древнем Риме астрологи, которые читали движения звезд и созвездий, чтобы определить судьбу людей, обычно группировались с магами как практикующие магию. Их могущество, основанное на знании будущего, делало их опасными, в результате чего они часто были изгнаны из Рима на протяжении всей античности. В большинстве обществ древнего Средиземноморья, чьи законы сохранились, оскорбительная магия, такая как наложение проклятия, считалась преступлением. Однако законность различных гадательных практик менялась в зависимости от времени и культуры.

Однако звезды были не единственными элементами природы, обладавшими божественной силой. Другая форма гадания включала чтение внутренностей животных, называемое экстиспицией или гаруспицией. Вавилоняне (уже в 19 веке до н. э.), этруски (ок. 8-3 века до н. э.) и римляне (унаследовавшие эту практику от этрусков) проводили эти исследования. Согласно этой практике, пятна и уродства на органах, особенно на печени, предвещали либо удачу, либо несчастье.

Предсказание, форма предсказания, основанная на поведении птиц, была еще одним древним инструментом для предсказания будущего и определения наилучшего курса действий. Мы находим много примеров птичьих предзнаменований в древних культурах. В Древней Месопотамии, как объясняется в табличке 79 из серии "Шумма Алу" (собрание текстов, содержащих тысячи предзнаменований), если Сокол взмахнет крыльями перед царем и закричит дважды, это означало, что царь достигнет своего желания, но если Сокол закричит пять раз вместо этого, это означало, что к царю придет гонец с плохими вестями. В римской мифологии, известное использование предсказания Ромула и Рема определило местоположение и название Рима. По словам Ливия, Рем хотел основать свой город на Авентинском холме,а Ромул - на Палатинском. Глядя на небо с их соответствующих холмов, Рем утверждал свое царствование на основании того, что видел, как стервятники летали над головой первыми, в то время как Ромул утверждал, что царствование было больше стервятников. В результате возникших разногласий Ромул убил Рема, основал Рим и стал его правителем. Как ясно из этого римского мифа об основании, древние предзнаменования подлежали толкованию. Позднее в Римской истории жрецы держали священных кур и следили за тем, как они подходят к еде: если они едят с аппетитом, то это благоприятное предзнаменование, но если они отказываются есть, то это дурное предзнаменование.

Более того, гадание может служить как частным интересам, так и общественным и политическим. В Древней Греции использование оракулов было популярным средством общения с божественным, чтобы получить доступ к предсказаниям будущих событий. Самым важным оракулом была Пифия, жрица Аполлона в Дельфах, через которую Бог говорил мистические и загадочные ответы на вопросы, касающиеся будущего. Обычно, прежде чем отправиться в политическую экспедицию, советовались с оракулом. Сборники ответов оракулов, такие как Сивиллинские книги Рима, также рассматривались во время политического кризиса.

Загробная жизнь

Магия была ресурсом, часто используемым не только при жизни, но и после смерти. Многие погребальные обряды включали в себя магические элементы. Особенно это касалось Египта, где сложные ритуалы мумификации обеспечивали сохранение тела и души для загробной жизни. Размещение амулетов над определенными частями тела во время мумификации и сохранение органов в канопах защищало тело для новой жизни после смерти. Египетская Книга Мертвых подробно описывает эти ритуалы, составляя заклинания, которые были нарисованы или начертаны в гробнице и помогли в достижении окончательного восстановления жизни в душе умершего.

Точно так же мистические культы в Древней Греции и Риме имели свои собственные тайные ритуалы, которые обеспечивали их последователям загробную жизнь. Из-за строгой секретности этих культов мало что известно об их практике, хотя их существование подтверждается многочисленными греческими и латинскими литературными источниками. Золотые таблички, найденные археологами, указывают на то, что греко-римские мистические культы давали свои особые указания умершим, как и Египетская Книга Мертвых. Связанные с орфическим культом (названным в честь мифического музыканта Орфея) и похороненные вместе с посвященными этого культа, такие таблички давали заклинания и указания мертвым для навигации их пути через подземный мир к привилегированной загробной жизни.

От рождения до смерти магия пронизывала жизнь тех, кто жил в Древнем Средиземноморье. Как таковая, древняя магия остается трудной для ученых, чтобы изолировать и определить. Мы знаем, что магия включала в себя множество разнообразных практик и воспринималась по-разному в разных культурах. В Древней Греции и Риме, например, религиозные обряды, отличные от собственных, считались суеверными и магическими; Египет, в частности, обладал магической аурой в умах греков и римлян. Точно так же сегодня ученые, изучающие Грецию и Рим, часто строят более узкие определения того, что можно считать магией, чем те, кто изучает Древний Египет и Ближний Восток. Однако если мы внимательно посмотрим, то увидим распространенное в этих древних культурах убеждение, что сверхчеловеческие силы могут влиять на повседневную жизнь человека в лучшую или худшую сторону.