Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но могло бы быть всё не так.
Небезызвестный и наставлявший палок в колеса бизнесу закон 54-ФЗ (онлайн-кассы).
Ранее кассовый аппарат помогал усилить контроль за продавцом, кассиром, за выручкой. А онлайн-кассы сами по себе – принесли траты денег + пристальный взгляд большого и не очень то доброго брата бизнесу в карман = не привнести позитивного момента бизнесу никакого.
Хотя недавно произошел случай, выбивающийся из контекста данной статьи, и натолкнувший меня на мысль, что онлайн-кассы всё же привносят один позитивный момент для бизнеса, но этот момент пожалуй исключение из правила. (этот момент я описал в конце статьи)
Новую редакцию закона и все последствия с внедрением онлайн-касс пропихнули бизнесу, как морковку сзади - неприятно.
Помимо регулярных денежных расходов на замену фискальных накопителей, которые почему-то волшебным образом должны меняться через 1,5-3 года и составляют 2/3 стоимости онлайн-кассы
(есть мнение, что этой чей-то бизнес, неотделимый от государства, по аналогии с системой «Платон»),
бизнес поставили в жесткие рамки отслеживания каждой операции с приходом/расходом наличных денежных средств, что ранее могло спокойно нежиться в тени. Многим пришлось «засветить доходы» или в срочном порядке реформировать схему бизнеса, придумывать обходные пути. В этом плане раньше работалось гораздо легче.
А кто-нибудь задумывался, что могло бы быть всё не так. Могло быть ещё хуже: морковка могла быть спереди.
Представьте:
предлагают добровольную регистрацию онлайн-касс с приобретением любого аппарата за счет государства. И чтобы на крючок рыбка зацепилась – приманка: всем зарегистрировавшим онлайн-кассы льготы по разным налогам, отмена отчетности по «подоходным» налогам и подобные бонусы, которые вполне полезны и заманчивы.
Тогда бы недовольства этим нововведением не было – виделась бы вполне вкусная морковка, причем в подарок и с бонусами.
Ну а спустя года два-три, когда все (или большая часть бизнеса) бы стали пользоваться онлайн-кассами, подарок бы передарил сам себя, только большому брату на руку: обязательное применение онлайн-касс, отмена льгот. Эффект был бы пуще.
Спасибо, что всё есть, как есть, и у ФНС нет маркетинга.
Остаётся вопрос без ответа: почему ФНС не использует подобные мотивационные способы?
PS:
На идею о наличии одного позитивного момента, который может дать онлайн-касса для бизнеса, подтолкнул случай, возникший недавно на практике.
Кратко история следующая: система контроля была налажена так – продавец в магазине продает товар, пробивает чек в онлайн-кассе, ежедневно синхронизирует 1С розницу с 1С центральной розницей. Бухгалтерия контролирует – сверяет показатели продаж и остатки товаров.
В один прекрасный день продавец продает товар, пробивает онлайн-чек (товар дорогостоящий и покупатель потребовал бы чек в любом случае), после корректирует показатели в 1С, и бухгалтерия не видит продажи этого товара. Продавец берет деньги из кассы и уходит восвояси.
В чем же позитивный момент онлайн-кассы в данном примере: в том, что сверив данные ОФД с 1С можно найти это отклонение – искажение информации в 1С. Тем самым в скорое время начать расследование - что и почему. А не как случилось на практике – обнаружить пропажу денег и продавца через 2 дня.