Таких ссылок в интернете миллион: "100 синонимов, чтобы пополнить словарный запас", "30 идиом, которые вы не учили в школе", "50 фразовых глаголов, которые все должны знать".
Это бесполезная информация, если смотреть на практику ее использования.
Практика использования (которая закрепляется, куда бы человек не пошел учиться, если мышление не меняется) следующая: "пройтись по верхам".
На деле это выглядит так:
1) Открыть ссылку со списком 100 синонимов, погрузиться в эйфорию на 10 секунд от обилия новых классных слов, сохранить ссылку в закладках и иногда/никогда открывать.
2) Записать интересные слова в блокнот и потерять блокнот, забыть, где записал, забить на то, что что-то записал. Расстроиться от того, что записал вон сколько много, а запомнил одно слово, или все забыл.
При этом сам себе человек объясняет, что он "учит английский", и при взгляде на список слов или красочную ссылку, он сам себе формирует убеждение "я эти слова учил", хотя "учил", "смотрел на слова", "выучил" и "знаю" - несут совершенно разную смысловую нагрузку.
Человек смотрит фильмы, объясняя себе, что он "учит английский самостоятельно", но часто люди говорят мне, что после просмотра фильма ничего не изменилось - они не могут сформулировать на английском (или даже мысленно), что они выучили, что узнали, что их потрясло, понравилось, не понравилось, какие слова зацепили. Так бывает, когда люди не возвращаются к фильму, чтобы "осмыслить" его на другом языке. "Обсудить" - это другое. Это сказать то, что человек обычно и так может сказать теми же словами, что он и так знает. Это не выходить за рамки, а снова в них упираться.
Человек читает книгу и разочаровывается. Я, говорит он мне, все в этой книге понимаю. Мне все понятно. Но я прочитал и отложил. Я ищу новую книгу, новый фильм, но новых слов я не выучил. Нового навыка выражать свои мысли вслух я не наработал. Слов было много, но я их не помню, а я же специально взялся читать книгу, чтобы улучшать свой английский.
Так и получается, что в условиях изобилия информации и возможностей человек тратит усилия на то, чтобы выбрать самый "полезный" или "развлекательный" контент, но выбрав, делает повторяющиеся бесполезные движения, и все "по верхам". Фокус на entertainment (развлечение), но в отрыве от наработки навыка и развития мышления. Вроде сделал много, а выхлоп тот же. Вроде человек учит много лет, все папки на компьютере забиты "полезными" ссылками и словами на английском, но не говорит так, как чувствует, что может,
так, как в тех книгах или фильмах, теми словами, которыми пестрят ссылки с синонимами.
Изобилие контента - это очень хорошо, и именно доступность информации сегодня позволила многим людям выучить английский на достойном уровне, не выезжая из страны.
Самое важное - стратегия работы с информацией. Быстро понимать, какая полезная, какая вредная (например, потому что недостоверная), какая бесполезная, и как именно нужно работать с полезной для конкретного человека информацией.
Работать нужно не обязательно долго, но важно уметь концентрироваться. Не обязательно делать то, что написано кем-то в инструкции к упражнению, когда умеешь понимать, что нужно именно тебе.
Например, что я сделала с этим списком? Я вообще не смотрела на слова, потому что пытаться их запомнить - пустая трата времени. Они мне не нужны СЕЙЧАС, а это значит, я их забуду.
Быстро найти их в момент, когда МНЕ нужно, я всегда могу. Я посмотрела видео, где объясняются оттенки различий между синонимами, чтобы проверить - а я могу точно объяснить разницу сама? Каких слов мне не хватает, чтобы емко объяснить разницу смыслов? Потренировалась объяснять вслух то, что мне понравилось. Все, ушла заниматься другими делами.
Другому человеку нужно делать с этой информацией другое, но видеть то, что нужно МНЕ и уметь быстро сделать то, что нужно мне (быстро брать возможности и научить себя отрабатывать всю информацию на практике, а не просто смотреть на нее) - есть важный аспект навыка учиться учиться.
Я так же поступаю с тренировками. На данном этапе, для меня неприемлемо, чтобы кто-то составлял и полностью контролировал мои тренировки. Мне важно чувствовать, что я хочу сделать и научиться самой это делать. У меня перед глазами всегда изобилие вариантов, материалов и упражнений, но я из них всегда собираю свой конструктор.
Изобилие путает тех, кто не умеет выбирать и разбираться. И оно благо для тех, кто владеет стратегией, то есть умеет сам формировать условия для своего результата.