Найти тему
Татарский Мир

Если ты не Татарин, то кто же ты? Кто написал татарам их первую стратегию и зачем графу Толстому татарский язык…

Оглавление

Принятый недавно на заседании Милли Шуры документ "Татары: стратегия действия" уже вызвал немало комментариев. Конечно, этот документ может быть и не совершенен, ничто в этом мире не совершенно, особенно, то что написано людьми. Сознавали ли 500 членов Милли Шуры за какой документ голосовали или нет, это другой вопрос. Как бы то ни было, они его приняли и руководство республики его одобрило. Плох он или хорош, это тот документ который мы сегодня имеем, собственно он представляет собой то, что единственно и могло появиться в данных конкретных условиях.

-2

Если бы мы жили в ином, идеальном мире, то и документ был бы подстать ему - идеальным, да и проблем бы у татар в этом идеальном мире тоже бы наверное не было, разве что сами нашли бы себе на голову - "Кычытмаган җирне кашып!". Но увы, имеем то что имеем. Так что же нам с этим делать? Как говорится, куда же нам плыть?

Татары сегодня, словно этот витязь, тоже на распутье, а Стратегия - что тот камень "Направо пойдешь…", на камне сколько не пиши – смысл один – выбрать верный путь и не сгинуть!
Татары сегодня, словно этот витязь, тоже на распутье, а Стратегия - что тот камень "Направо пойдешь…", на камне сколько не пиши – смысл один – выбрать верный путь и не сгинуть!

И всё же интересно, удосужились ли критики прочитать сам документ? Вроде, чтение 10 страничного текста не должно занять много времени. Сегодня, когда мы смотрим на Стратегию, важно, что мы хотим в ней увидеть - то чего в ней недостает или то, что в ней уже есть? Стакан на половину пуст или наполовину полон? Наверняка, многие моменты остались так и не включенными в финальный текст, но кто будет возражать против тех позиций, что были включены? Давайте, рассмотрим их пристальнее.

Шигабутдин Марджани - автор первой, самой действенной стратегии татар.
Шигабутдин Марджани - автор первой, самой действенной стратегии татар.

Да, стратегия небольшая, но она, наверное, и не должна быть очень объемной. Поскольку она написана не только для ученых, академиков и других интеллектуалов, а для всего народа. Если хочешь, чтобы она была доступной каждому, хватит и нескольких страниц. Впрочем, если бы стратегия и состояла, к примеру, из 200 страниц, то тот, кто ищет одни недостатки, видит стакан пустым, сразу бы закричал: «Да кто это будет вообще читать?». Дело не в количестве страниц, а в сути. Первую стратегию татар Шигабутдин Марджани и вовсе смог высказать в нескольких предложениях:

“Некоторые из нашего народа, считая унизительным и оскорбительным называться татарами, пренебрегают этим именем, в спорах и раздорах утверждают, что они не татары, а мусульмане... О несчастный! Если бы они не знали ни одного твоего имени, кроме как «мусульманин», тебя, конечно, презирали бы как «мусульманина». Если ты не татарин, и не араб, не таджик или нугай, не китаец или русский, не француз или немец, то кто же ты?

Да, Марджани написал еще и тысячи страниц научных трудов, множество книг, но сколько из них дошло до простого народа? До сих пор, мы еще не можем сказать, что даже наши современные ученые полностью изучили все наследие Марджани. А вот такие четкие и крылатые изречения проникают в душу народа и остаются в памяти. Конечно, проповедь или лекцию можно читать и час и два, а то и больше, но это лишь утомит публику; если ты не в силах донести свою самую главную, концептуальную мысль парой фраз, много ли толку будет в словесной каше?!

Своими меткими и глубокими мыслями Марджани и заложил основу Национальной стратегии татар, основу Национальной идеологии, не устаревшей и сегодня. Кстати, эти его слова нашли место в предисловии к его многотомному фундаментальному историческому труду по национальной истории, и это не случайно, поскольку он понимал, что для формирования самосознания народа, для видения его будущего развития важно изучать историю, знать своих предков и свои корни.

И эта современная стратегия действия, так же считает основой национального самосознания наше богатое историко-культурное наследие.

И Марджани, и новая стратегия придают важное значение развитию образования. Поскольку образование – это не только настоящее, но и будущее нации. Если полученное образование во много определяет то, как человек проживет свою жизнь, то знания накопленные поколениями, духовное наследие народа, определяет то, как будет развиваться сама нация. Как говорил татарский ученый и просветитель Риза Фахретдин: “Счастье каждого человека, каждого рода и каждой нации заключено в знаниях”.

Р.Фахретдин в кругу семьи. Обратите внимание, все его дети - студенты, или школьники и шакирды.
Р.Фахретдин в кругу семьи. Обратите внимание, все его дети - студенты, или школьники и шакирды.

Национальное образование имело очень важное значение в сохранении татар, из поколения в поколение передавая воспитательные идеалы и нравственные ценности наших предков.

Сегодня, становление и развитие системы образования должно стать делом всей нации: здесь наряду с учителями, меценатами и учеными, велика роль, самих родителей, поскольку именно они выбирают для своих детей родной язык в качестве школьного предмета. Именно они имеют право заявить: “Нашим детям нужна национальная история, национальная культура, родной язык и литература!»

"Я сдал татарский на отлично, а тебе слабо?!"
"Я сдал татарский на отлично, а тебе слабо?!"

Семья Толстого видела его дипломатом, и готовила к поступлению на Восточное отделение Казанского Университета. Вступительные экзамены по татарскому языку он сдал на "5". Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых знание татарского и арабского , ну и французского не помешало ему стать великим русским писателем. Бурная светская жизнь казанского высшего общества - едва не помешала. Во-вторых, Любой родитель отдаст своего ребенка в татарский класс, если видит в этом возможные будущие преимущества для своего чада. Следовательно, мы должны: А) максимально расширять сферу функционирования татарского языка в обществе чтобы сделать его максимально привлекательным, полезным, востребованным для каждого Б) показать родителям и ученикам, какие реальные конкурентные преимущества дает им владение татарским; В) создать условия - школы, классы, факультеты, куда желающие могут поступить или отправить своих детей. Про учебники, программы, методики я уже не говорю, это сам собой разумеется.

До революции свою систему образования татары разрабатывали и развивали самостоятельно, об этом опыте нельзя забывать. Правительство не содержало татарские школы и медресе, каждый родитель старался, чтобы его ребенок выучился и стал человеком, отдавая при этом последнюю копейку на его образование. Зажиточные татары и меценаты считали своим священным долгом способствовать развитию национального образования, они строили мечети, школы и медресе, обеспечивая их учителями и учебниками. Видные и уважаемые деятели, которые стремились к процветанию татарской нации, отправляли перспективную талантливую молодежь за рубеж для получения образования, при этом не требуя возврата вложенных в них средств. Именно поэтому до Октябрьской революции татары отличались высоким уровнем грамотности.

Все мы живем в материальном мире, да еще и при капитализме. Так что материальные ценности и резоны никто не отменял и ожидать, чтобы только татарский язык и идентичность сохранялись вопреки естественным законам рынка, по крайней мере наивно. Но сохранение языка, идентичности, культуры, это всегда дело не просто затратное, а практически убыточное, по крайней мере на первом этапе. И сдвинуть его невозможно без более высокой мотивации - если угодно идеологии. Возрождению уже считавшегося мертвым иврита и практически ассимилированного еврейского этноса предшествовало появление ИДЕИ Сионизма, осознание ценности и особости собственной идентичности и культуры. Как только татарские националы соберутся говорить о судьбе татар, не пройдет и часа , чтоб не помянули добром богоизбранный народ, не будем же и мы обманывать ожидания читателя. Надеюсь что данная стратегия даст хоть какой-нибудь толчок и нам, чтобы мы осознали свою самость, ценность своего наследия для нас самих, для Отечества и для мировой культуры и цивилизации.

Отрадно, что в нашем народе стремление к знаниям сильно до сих пор . Родители, находя для этого все возможности, стремятся обучать своих детей в лучших учебных заведениях России и зарубежья. Только всегда нужно помнить одно: где бы не учился ребенок, национальные чувства не должны исчезнуть, виданное ли это дело – игнорировать свой родной язык лишь потому, что ты стремишься учиться в Москве! Пусть наши дети, получившие образование за рубежом, как и татарские шакирды, учившиеся в начале XX века в Европе и Америке, спешат на Родину, чтобы применить полученные знания в интересах своего народа. Есть ли что-то более ценное, более достойное и полезное, чем служение своему народу, своему отечеству?! Если они и останутся жить вдали от своей Родины, пусть они останутся татарами, сохраняя себя, как представителя татарской нации, создавая вокруг себя татарскую среду за рубежом, пусть там они служат во благо своего Отечества и своего народа...

Легче всего заложить в сознание поколений идею служения своему народу могут родители, при известной поддержке интеллектуалов, разумеется.

Вот прекрасный пример татарского отца, достойный того, чтоб его слова были высечены на камне в каждой татарской школе и лицее, а копии его письма дарили на память каждому студенту, особенно тем кого мы отправляем на учебу за рубеж:

Юный Фатих Карими , 1890 г.
Юный Фатих Карими , 1890 г.

Гильман Карими (кстати он был можно сказать просто обычный священнослужитель, не рядовой, конечно, повыше обычного имама, но не муфтий, не академик или профессор... ) так написал своему сыну Фатиху, который учился в Стамбульском университете :

“Сынок мой, я отправил тебя в дальние края, чтобы ты получил образование и стал человеком. Я хочу, чтобы в будущем ты был полезен своему народу. Я отправил тебя не от избытка средств. При мне остались еще пятеро детей и престарелый отец. Отрывая от их доли, я отправляю тебе все необходимое. Мы желаем, чтобы ты порадовал нас, став полезным своему народу, служа ему своим умом и делами, чтобы ты вернулся сыном, подобным звезде, озаряющей своим светом Отчизну нашу”.

Отцовское слово сделало свое дело: молодой человек, получивший образование в Турции, получил известность в татарском мире как выдающийся просветитель, издатель и педагог Фатих Карими.

Как видно у татар была эта общая идея - служения своему народу - единая и для поповского ахунского сына и для мурзинского (дворянского) и для крестьянского.

Дочь мурзы, Суфия Джантурина (основавшая школы для мальчиков и девочек и знаменитое медресе "Галия") завещала своему старшему сыну:

"Сынок, ты еще мал, Вот мое тебе последнее священное слово и моя последняя воля: ты будь истинным татарским сыном, люби татар(ское), не забывай татар!"

На татарском это звучит татарыңны = (своего/своих) татар - вот этого ощущения, что раз татарин, то свой, родной, близкий нам сегодня так не хватает (наверное нас все еще слишком много, около 7 млн. как никак).

Сильное и действенное национальное чувство вовсе не означает забвения собственных интересов, жертвы на алтарь и т.д., напротив, действенная любовь к своему народу выражается в том, что ты стремишься достичь высот в своем личностном развитии, быть успешным, но не идешь по головам, а стремишься улучшить жизнь свою и своих близких, своего народа. До революции у нас это понимали даже простые приказчики.

«Троицкое общество приказчиков», возникшее в 1905–07 гг. , в ответ на обращение Хабиба Зайни о помощи, взяло да и решило: (нет, не организовать сабантуй или вечер танцев, хотя это они тоже делали, не внести исправления в Стратегию развития общества...)

«… У нас будет один врач, мы помогаем Гирфанову учиться в медицинском институте в Петрограде. У нас будет один адвокат. Мы помогаем Нажибу Курбангалееву учиться на юридическом факультете Харьковского университета. Нам нужен высококвалифицированный учитель, который мог бы готовить квалифицированных учителей. Педагогические вузы России выпускают учителей, не отвечающих нашим требованиям (ну и требования были у татарских приказчиков!!!!!!). Если поедешь в Турцию, и будешь учиться в педагогическом вузе, мы можем посылать тебе 25 рублей ежемесячно».

И ведь поехал же, и выучился Хабиб, и вернулся и служил своему народу. Вот так-то, господа "татарыңны сөй, татарыңны онытма!" и о себе не забывай тоже - син дә бит татар! Может поучимся у приказчиков?

Татарское образование должно быть максимально разнообразным – пусть это будут и государственные школы, и религиозные учебные заведения (пусть наши дети получают образование и в них, иначе, мечети и медресе, открываемые татарами, будут посещать лишь мигранты из Средней Азии), и частные детские сады и школы.

Стратегия – это не программа действий, для этого есть специально подготовленный документ – Государственная программа “Сохранение национальной идентичности татарского народа”, где предусмотрены мероприятия и необходимые средства для ее реализации. Стратегия – это модель, указывающая верное направление, это толчок стимулирующий, побуждающий нас к действиям, это заложено и в ее названии: "Татары: стратегия действия". В дальнейшем по каждому пункту стратегии будут подготовлены дорожные карты, методические рекомендации и другие документы. Однако сегодня надо решить, согласны ли мы с самой сутью данной стратегии?

-8
Гаспринский в Казани нашел только одного человека, который одобрил и благословил его план издания газеты ... им оказался никто иной, как Марджани. - К слову о том, как важно вовремя найти хотя-бы одного единомышленника. Быть может дискуссии вокруг Стратегии помогут встретиться и начать совместные согласованные действия хотя бы двум татарам, - уже не зря потраченные время и чернила.

Будет ли кто-то возражать против основных задач, предусмотренных в документе – сохранение и развитие языка, сохранение семейных ценностей, народных традиций для будущих поколений? Не должны ли эти проблемы волновать каждого татарина?

1) Нужно ли ценить и оберегать наше национальное культурное наследие?

2) Сохранение родного языка, как вы думаете, необходимо?

3) Как говорят татары, “не идти против своей веры” – скажите, кто не согласен с этой народной мудростью?

4) Сохранение татарского моң – кто-то против этого?

5) Помнить о семейных традициях, которые складывались на протяжении веков и передавались от наших предков из поколения в поколение, и стремиться следовать им – это разве плохо?

6) Стремление к образованию – это нужно или нет?

7) Всегда стремиться вперед и соответствовать времени – пожалуй, никто не будет возражать против этого.

Может возьмем эти простые истины за фундамент, а чего мудрить то? Если этот фундамент не будет прочен, какие еще меры смогут нам помочь?

Всё это означает, что стратегия призвана объединить татар вокруг базовых ценностей и основных целей, стоящих сегодня перед нашим народом.

Только те простые, ясные и понятные цели, которые сможет с чистым сердцем принять и понять каждый, способны консолидировать наш народ и направить в одном направлении - вперед к развитию.

“Единство в языке, в словах и действиях!” – вот что нам сегодня необходимо для развития!

Стратегия была написана не только для государства, но и для народа, сегодня прошли времена, когда можно было надеяться и ждать помощи только от государства... Мы не должны ждать и надеяться на кого-то, ждать, что "Яблоко созреет и само упадет нам в рот". Мы должны сами работать, действовать, созидать.

Конечно, Татарстан вносит и будет вносить свой вклад, но если сохранение и развитие нации не превратится во всенародное дело, никакие внешние меры и действия не смогут помочь.

-9

В соответствии с новой стратегией каждый человек и каждый родитель, учитель, интеллигенция, духовенство, предприниматели и меценаты - все должны сообща работать, каждый в своем направлении, делая всё возможное, что в их силах.

Бесспорно, работа должна начинаться с семьи, поскольку именно в ней закладываются основы национального воспитания и национальный дух. Если ты говоришь с ребенком по-татарски, стараешься воспитывать его в духе национальных традиций, следуя вере предков, это и будет твой первый вклад во благо народа.

Критиковать, конечно, легче, чем работать. Однако, прежде чем приступить к поиску недостатков стратегии, каждый из нас должен быть в состоянии назвать хотя бы несколько своих дел, которые служат на благо сохранения народа, развития его языка и культуры.

В наше непростое время следует взвешивать и обдумывать каждое свое сказанное слово: “Не сею ли я своими словами разлад среди людей, не возбуждаю ли взаимной неприязни, не пробуждаю ли в людях новые сомнения и тревоги?” Здесь вспоминаются слова Р. Фахретдина: “Не действуй против своего народа, не говори против своего народа!”

Ранее существовал обычай соревноваться, публично брать на себя обязательства (соцсоревнование). Не взять ли и нам, немного изменив эту традицию, и применить ее сегодня? Если каждый татарин задастся вопросами: “Что я сделал для татарского народа? Что еще я смогу сделать? (в семье, на работе, во дворе и т.д.)” и сможет ответить на них, это уже будет один шаг к решению проблемы. Но всё это не должно оставаться пустыми словами и пустым бахвальством, а должно принять форму обмена лучшим и полезным опытом.

Критиковать то, что делают другие, это очень легко и просто, а начать дело с себя, взять на себя обязательства, поставить цель и добиться этой цели - трудно, но все же выполнимо. Только так можно прийти к какому-то продуктивному и благотворному результату.

Мы должны научиться чувствовать себя не только каждый отдельной личностью, но и членами единого народа, единого общества. Это единство необходимо на всех уровнях, от семьи и махалли до уровня республики и всего нашего народа...

Кеннеди в свое время провозгласил:

"Дорогие американцы, не спрашивайте, что может предложить вам Америка, — спросите, что вы можете сделать для своей страны.
Дорогие сограждане мира, не спрашивайте, что Америка может сделать для вас, — спросите, что все мы можем вместе сделать для свободы человека".

Настало время и нам спросить себя: что мы, каждый по отдельности и все вместе, готовы сделать для благополучия и процветания нашего народа и Отечества?

Принятие Стратегии - это повод показать, что мы еще способны на что то большее, чем просто в пустую поболтать, посокрушаться, покричать, поохать. Способны объединиться ради одного благого дела, все вместе. НЕ против кого-то или чего-то, а ради и во благо.

Будущее татар зависит от каждого из нас!