Занятие в гиропосту: отработка действий по борьбе за живучесть.
Гиропост – выгородка, где находятся приборы навигационного комплекса и другие штурманские приборы, располагается боевой пост штурманских электриков.
Тренировка по использованию индивидуальных средств защиты.
Старшина команды штурманских электриков даёт команду:
- Надеть СГП (специальный гидрокостюм подводный), включиться в ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат).
Два офицера, инженер и КЭНГ (командир электронавигационной группы), отработанными движениями быстро надели средства защиты.
Старшина останавливает секундомер.
- Зачёт, уложились.
Старший матрос Дауётас, с небольшим прибалтийским акцентом, подшучивает:
- Впрямь два космонавта!
Матросы помогли снять маски, открылись вспотевшие, растрёпанные головы офицеров. Довольные, улыбаются – отработали «зачёт», а личный пример на флоте – важный элемент воспитания.
Снимая с себя легководолазное облачение, инженер без нотки командного нравоучения говорит:
- Старший матрос Дауётас из Даугавпилса , космонавт на лодке один – командир группы космической связи в БЧ-4 у связистов, а мы – штурмана БЧ-1, и ты в том числе, пора бы знать это по третьему году службы.
- Так точно, таищ лейтенант, буду знать - опять пошутил Дауётас.
Офицеры самостоятельно занялись укладкой средств защиты в промаркированные сумки, с названием должности, как на боевом номере. Инженер уложил средство защиты на штатном месте в Гиропосту, а КЭНГ унёс в штурманскую рубку, на палубу выше.
Инженер обратился к старшине:
- Николай Иванович, действуйте без нас, - и ушёл.
Занятие продолжилось.
Старшина в норматив времени уложился. Матросы и мичмана по три раза выполнили команду «Надеть-Включиться» для определения победителя. Четвертьфинал, полуфинал и финал – только в полном составе всей команды.
Занятия проходили в состязательной борьбе, с задором, никого уговаривать не приходилось. Чемпионом стал мичман Слава Смирнов, стремившийся во всех делах быть лучшим. Отзывчивый и готовый оказать кому требовалась помощь. Опять-таки победитель пользовался заслуженным почётом и уважением до следующей тренировки. А гордиться есть чем, профессионализм непреложно ценился в чреве прочного корпуса.
Интересный момент, в свободное время матросы продолжали тренироваться самостоятельно, поставив цель обойти секунды мичмана Славы, тем самым заслужив достойный авторитет среди сослуживцев (мичман Слава – единственный, оставшийся в живых при всплытии в ВСУ во время аварии. Одна из причин – успел своевременно надеть ИДА. Вторая причина – чудо).
Слава в борьбе за лучшие секунды взмок и решил переодеть разовую рубашку.
Стоящие рядом увидели у него на груди иконку на шнурке, поинтересовались:
- Ты что, не комсомолец?
Он ответил:
- Нет, не комсомолец. Я в Бога верю.
- А как же ты попал на лодку? На ней все комсомольцы.
- Так вот и попал. Не знаю, как. Наверное, неплохой подводник и специалист, за это и взяли. Всегда можете на меня рассчитывать, не подведу.
И добавил:
- Это иконка Святого Николая Угодника. Мама её в Никольском соборе освятила и подарила мне. Она у меня пожилая, я поздний ребёнок. Знаю точно, что она всегда по воскресеньям ходит в Никольский собор, ставит свечки за меня. Она живёт рядом с собором, сейчас на пенсии. Любит по парку прогуляться, почитать книгу на скамеечке.
У нас, в Западной Лице, ближайший храм в Мурманске находится, только раза два удалось заскочить на несколько минут. Слышал историю, что архитектора мурманского собора посадили, как диссидента и антисоветчика. Эта иконка для меня – самая ценная вещь. Догадываюсь, что на лодке не один я крещёный, но предпочитают скрывать. Это понятно, чтобы проблем по службе не заполучить.
Моряки смеются:
- Замолви и за нас словечко, чтоб мама твоя и за нас свечки поставила.
- Обязательно попрошу, придём с автономки и попрошу, - серьёзно ответил мичман, - парни, большая просьба, никому не говорите о нашем разговоре.
Матрос Дауётас:
- Таищ мичман, могила, военную тайну хранить умеем.
Слава с досадой:
- Если дойдут слухи до замполита, достанет он меня своим моральным кодексом. Списали основные идеи с библии, да ещё и извратили, а теперь ими людям голову морочат. Вы же знаете нашего зама, не отстанет, зануда.
Старшина команды похлопал мичмана по плечу и сказал:
- Слава, если хочешь верить – верь! На эту тему в Гиропосту больше никаких разговоров. Мы выполняем боевую задачу государственной важности.
- Есть, никаких разговоров.
Вездесущий старший матрос Дауётас вставил свои пять копеек:
- Убедите нас, мичман Смирнов, и мы поверим. А в конце автономки Крестным ходом пойдём по лодке.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких. Не болейте.
Всегда Ваш. Борис Седых:)
Друзья! По вашим просьбам решил взяться за издание книги. Для желающих поучаствовать в проекте – форма ниже.