Продолжаем исследовать различные балеты и выяснять, что и откуда там взялось. Я думаю, постоянные читатели канала уже прекрасно усвоили, что хореография и музыка во многих балетах - вещь непостоянная, и очень часто берется из совсем других спектаклей. Чего только стоит 3 акт балета "Пахита", вариациям из которого было посвящено целых 2 статьи. На сей раз мы рассмотрим несколько известных па-де-де, которых изначально в балетах не было (или, как в одном случае, не планировалось).
1. Па д`ескляв, "Корсар"
Этого номера, название которого можно перевести как "па-де-де рабов", не было в первоначальной версии балета, поставленного в Парижской опере Жозефом Мазилье в 1856 году. А вот в 1858 году, когда Жюль Перро впервые ставил "Корсар" на сцене Большого каменного театра Петербурга, ассистировавший ему Мариус Петипа досочинил туда несколько номеров, одним из которых стало как раз это па-де-де, созданное для юной восходящей звезды Марфы Муравьевой. Музыку к номеру написал принц Петр Ольденбургский.
Сейчас это одно из самых узнаваемых мест балета (танец развертывается в самом начале), как говорят некоторые, один из четырех столпов "Корсара" (наряду с па-де-де из сцены в пещере корсаров, сценой "Оживленного сада" и "Трио Одалисок"). Иногда его танцуют работорговец Исаак Ланкедем и невольница Гюльнара, но изначально это были 2 безымянных раба, у которых больше не было других танцев в остальной части балета.
2. Па де Диан (па-де-де Дианы и Актеона), "Эсмеральда"
Конечно, человек, который видит это па-де-де в первый раз, может логично задаться вопросом о том, какая вообще связь этого па-де-де и балета. Как связаны эти мифологические герои и средневековый Париж?
На самом деле, прообраз этого па-де-де встречается еще в большом и известном, но не сохранившемся целиком балете Петипа "Царь Кандавл". В 1935 году для своей версии "Эсмеральды" Агриппина Ваганова взяла музыку Чезаре Пуньи из "Кандавла" (но музыка женской вариации принадлежит перу Риккардо Дриго) и поставила новую хореографию по Петипа. Вставной номер создавался специально для Галины Улановой и Вахтанга Чабукиани, и со временем вырвался из балета, обрел свою жизнь и стал частым гостем на различных гала-концертах.
Исполняют Яна Саленко и Херман Корнехо
Тем не менее, Юрий Бурлака, ставивший балет в Большом театре в 2009 году, взял это па-де-де и вклинил его в сюжет, а именно во 2 акт. Там действие происходит во дворце Алоизы де Гонделорье, которая приготовила сюрприз по случаю помолвки своей дочери Флер де Лис и Феба. Она дарит им гобелен с мифологическим рисунком, который вдруг оживает, и начинается аллегорический балет, призванный развлечь собравшихся гостей.
Также, насколько я знаю, версию "Эсмеральды" с па-де-де Дианы и Актеона можно увидеть в исполнении Кремлевского балета.
3. Ну и отдельной историей является так называемое "Па-де-де Эсмеральды", широко известное, прежде всего, благодаря вариации Эсмеральды с тамбурином. Это па-де-де стало известным в постановке балета, которую осуществил Николай Березов в 1954 году для Лондонского балетного фестиваля и является единственным, что осталось из этой версии. Сейчас оно живет на различных гала-концертах, а вариацию Эсмеральды с тамбурином танцуют также на различных конкурсах. Это все, что осталось от версии Березова.
Точно неизвестно, откуда взялось это па-де-де, не факт, что спектакль Березова 1954 года был первым представлением, где оно было. Тем не менее, именно благодаря этой постановке оно стало широко известным. Музыка там принадлежит 3 композиторам: Чезаре Пуньи, Риккардо Дриго и Ромуальдо Маренко. Последнему, Маренко, как раз и принадлежит музыка к знаменитой вариации с тамбурином. Взята она из известного итальянского балета "Сиэба, или меч Водана" (1878). (напомню, что Маренко - автор музыки к самому известному итальянскому балету всех времен - "Эксцельсиору").
В "Сиэбе" танцевали многие знаменитые итальянские балерины, которые впоследствии приехали покорять российскую публику в конце 19 века. Одной из них была Вирджиния Цукки. Она первой из той волны итальянок приехала в Россию, и, вероятно, как раз она и привезла с собой эту вариацию.
4. Крестьянское (вставное) па-де-де, "Жизель"
Данное па-де-де, в отличие от предыдущих, уже было в балете изначально, т.е. на премьере "Жизели", состоявшейся 28 июня 1841 года. Тем не менее, его история примечательна. Изначально никакого крестьянского па-де-де не планировалось. Потому его и называют еще "вставным".
Одной из балерин Парижской оперы в тот момент, Натали Фитцджеймс, хотелось иметь свой танец в намечающейся премьере. При этом, как и многие ее коллеги-балерины, она была любовницей одного из высоких покровителей. Видя, что никаких персональных танцев для нее не намечается, она воспользовалась своей связью, и было принято решение сочинить отдельное па-де-де для нее и партнера (им стал Жан Мабиль). При этом, Адольф Адан, основной композитор балета, на тот момент был перегружен работой, поэтому хореограф Жан Коралли обратился к немецкому композитору Фридриху Бургмюллеру, который просто применил для для этого па-де-де свою сюиту "Воспоминания о Ратисбонне". С тех пор па-де-де так и живет в балете.
5. Ну и нельзя не упомянуть балет "Тщетная предосторожность". Поскольку ставился он впервые еще в 1789 году, то никаких па-де-де в классическом виде там быть не могло. Па-де-де в том, виде, в котором мы привыкли его видеть (антре, адажио, мужская и женская вариации, кода) появилось позже, в середине 19 века. Поэтому те па-де-де, которые мы видим в наиболее привычных нам версиях, вставлены туда позже.
Пожалуй, самая известная постановка балета - версия Фредрика Аштона 1960 года для Ковент-Гардена, Лондон. Музыка па-де-де для этой постановки была написана еще в первой половине 19 века и принадлежит Эме Леборну.
Танцуют Стивен Макрей и Роберта Маркес из труппы Королевского балета Лондона
История этого па-де-де такова. В 1828 году Жан Омер поставил свою версию "Тщетной предосторожности", где музыка принадлежала Фердинанду Герольду. К 1837 году Фанни Эльслер стала настоящей звездой и примой Парижской оперы. Соответственно, она могла диктовать некоторые свои прихоти, берясь за ту или иную роль. Ей захотелось нового па-де-де в постановке Омера, и для него были взяты ее любимые мелодии из оперы Гаэтано Доницетти "Любовный напиток". Леборн их по-своему аранжировал и оркестровал, и получилась та самая музыка. В 1960 году она была взята для постановки Аштона, оркестровал ее Джон Лэнчбери.
Стоит также упомянуть, что существует и Па-де-де из балета "Тщетная предосторожность", которое исполняют на разных гала-концертах и конкурсах. Это отдельная история. Выделилось оно из постановки Александра Горского для Большого театра 1903 года.
Дарья Хохлова и Артемий Беляков из Большого театра
Музыка из этого па-де-де принадлежит Альфонсу Цибульке (адажио, мужская вариация), Риккардо Дриго (женская вариация), и Ивану Армсгеймеру (кода).
Читайте также:
Знаменитые балеты, о которых вы ничего знаете
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.