Найти тему

Женская логика и тонкости бюрократии в пьесе У. Шекспира «Венецианский купец»

«Венецианский купец» – одна из самых известных и удачных пьес знаменитого английского драматурга У. Шекспира. Уже при жизни маститого автора она пользовалась успехом благодаря закрученной интриге, тонкому юмору и харизматичным героям. В основе сюжета – необычная история судебной тяжбы венецианского купца Антонио и ростовщика Шейлока.

Последний дал купцу крупную сумму денег в залог, потребовав в случае неуплаты фунт мяса должника. Когда же пришел срок покрытия долга, Шейлок через суд обосновал свое право вырезать кусок тела из груди Антонио. Эта изощренная операция была равносильна «законному» убийству купца, однако ситуацию спасла главная героиня пьесы, очаровательная девушка Порция, которая, переодевшись судьей, обвела Шейлока вокруг пальца.

Тонкости бюрократии, которыми так ловко оперировал ростовщик, сыграли с ним злую шутку. Дело в том, что в акте было прописано, что Шейлок имеет право вырезать у должника кусок мяса, но ни слова не говорилось о крови. На этом «недоразумении» и построила свою защиту Порция. Дело кончилось тем, что Шейлок был вынужден признать поражение и по требованию суда отписать состояние дочери с зятем, которых ненавидел.

Ловкости, смелости, сообразительности Порции может позавидовать любая современная феминистка. Для времени Шекспира подобная «выходка» была немыслима, особенно, – в женском исполнении. Тем не менее, сцена суда выглядит довольно убедительно и может послужить образцом даже для топового адвоката XXI века. Женская логика Порции проста: девушка исходила не столько из того, что было в тексте долгового обязательства, сколько из того, чего в нем не было: «Твой вексель не дает ни капли крови», – заявила мнимый «судья». До этого простого факта не додумался никто – даже благородный дож, который возглавлял процесс и пытался уговорами заставить Шейлока отказаться от своего жестокого намерения.

Кроме того, Порция повела процесс так, что ростовщик по закону чуть не лишился жизни и всего своего имущества. Хитрая девушка без громких слов ударила по самому больному месту противника – его капиталу, без которого Шейлок, по его собственным словам, не мог жить. Читать, как участники этого странного процесса решают участь состояния Шейлока, – одно удовольствие. Пьеса «Венецианский купец» доказывает, что закон можно повернуть, как дышло, даже на благо подзащитного и для восстановления справедливости на суде.