Найти тему
Tomato Academy soft skills

Как развить креативный интеллект?

Оглавление

В вашем окружении наверняка есть тот, кто любит рассказывать, что додумался до чего-то задолго до того, как это сделал кто-то другой. Любимая фраза такого человека звучит так: «Да я сто лет назад еще об этом думал!» Он уверяет вас, что придумал как минимум половину приложений в вашем смартфоне. Идея бесконтактной оплаты осенила его задолго до того, как ее начали повсеместно применять банки.

Как это ни странно, но я вполне допускаю, что этот парень не врет. Часто бывает так, что компании, первыми выпустившие новый продукт на рынок, вовсе не первыми его придумали. Я сейчас не говорю о краже идей. Речь о том, что многим людям почти одновременно приходят в голову одни и те же мысли просто потому, что они сталкиваются с одинаковыми фактами и задаются одними и теми же вопросами.

Тот парень вполне вероятно полон идей. Он просто не знает, что с ними делать. Или он слишком ленив для того, чтобы заняться проработкой своих мыслей. Или боится неудачи.

Нужен целый ряд умений для того, чтобы предложить идею и реализовать ее. Если хотите довести свои задумки до ума, вам потребуется развить в себе их все, или сотрудничать с людьми, у которых есть соответствующие знания и навыки.

Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, что сама по себе способность генерировать идеи находится у самого подножия пирамиды креативных навыков.

Для того чтобы предложить идею и реализовать ее, требуется целый ряд умений

Воображение

-2

Как насчет небольшой зарядки для ума?

  • Нарисуйте ярко-синего пуделя, катающегося на скейтборде.
  • Придумайте название для помеси верблюда и кенгуру.
  • Предложите самый глупый способ разбить яйцо.

Как успехи? Если вы смогли справиться хотя бы с одним из этих заданий, можете считать, что у вас есть воображение. Вы находитесь на первом уровне нашей пирамиды креативных навыков.

Но пока еще рано почивать на лаврах. Дело в том, что почти все люди на Земле могут попасть на этот уровень, потому что структура человеческого мышления позволяет ему генерировать идеи. Тот парень, который считает, что первым все изобрел, тоже находится на этом уровне, но, к сожалению, никак не продвинется выше.

Воображение – это то, что мы используем для придумывания вещей, которых пока не существует. Вы можете воспользоваться им для подачи очевидных идей, а можете вообразить себе невероятное, невиданное чудо. Это словно велосипед, на котором можно выехать за пределы своих внутренних ограничений и исколесить все неизведанные окрестности. Что бы вы ни делали, садитесь на него – и в путь!

Рассудительность

-3

Если генерировать идеи способен каждый, то люди, умеющие отличить хорошие идеи от посредственных, встречаются уже реже. Об этом свидетельствуют забитые под завязку архивы патентных организаций. Там погребены ошеломительные идеи вроде «аппарата для центробежного родовспоможения», «наэлектризованной скатерти», призванной отпугивать насекомых (и, по всей видимости, воспитывать детей, которые никак не могут запомнить, что нельзя класть локти на стол).

Суждение – это продукт знания и опыта. Вы разовьете эту способность гораздо быстрее, если проведете исследование, поговорите со специалистами и изучите вопрос со всех сторон. Но рано или поздно наступает момент, когда нам нужно принять решение о чем-то, что выходит за рамки нашей компетенции. И тут важно понять, что в процессе вынесения суждений участвует весь организм.

Те, кто принимает решения, часто говорят что-то вроде: «Я не чувствую этого», «Мне чего-то не хватает» или «Я не знаю, как выглядит то, чего я хочу, но сразу пойму, как только найду это».

Эти люди уверены, что поступают правильно, но на самом деле они просто неверно понимают ситуацию. Они считают, что идеи рождаются в атмосфере, где преобладают эмоции, поэтому и судить идеи следует с эмоциональной точки зрения.

Концепция инстинктивной реакции (которую порой описывают фразой «нутром чую») базируется на том факте, что люди часто реагируют на ту или иную ситуацию определенными ощущениями в животе или груди. Внешние стимулы могут оказывать физиологическое воздействие на наш организм, вызывая те самые необъяснимые ощущения.

Если мы хотим научиться рассудительности, нельзя слепо следовать своим физиологическим реакциям. Нельзя отвергать идеи только потому, что они вызывают у вас чувство дискомфорта. Часто наш пищеварительный тракт выдает подобную реакцию, если идея задела важные струны. Если мы ищем что-то новое, грозящее пошатнуть устои, велика вероятность того, что это вызовет ощущение тревоги. Таким образом, мы интуитивно отреагируем на правильный ответ. Нужно уметь интерпретировать свою реакцию.

Если вам известны критерии успешной идеи, можете использовать их для оценки. Если нет, можно сказать: «Я не могу сейчас ответить на этот вопрос», а потом выработать критерии, которые помогут найти правильный ответ.

Рассудительность требует опыта и мудрости. Следовать своим инстинктивным реакциям – это все равно что позволить хомячку принимать решения за вас. К сожалению, именно так и поступают многие компании.

Гибкость

-4

Путь от определения проблемы до воплощения в жизнь разработанного решения часто бывает тернистым. Если вы делаете то, чего никто и никогда раньше не делал (или хотя бы не делали вы сами), вам предстоит многому научиться. Вы столкнетесь с препятствиями, неожиданными изменениями и сопротивлением. Невозможно пройти этот путь, не собрав по дороге новую информацию, которая повлияет на конечный результат. Рекомендую вам извлечь из нее пользу.

Каждый, кто начинает свой бизнес, со временем понимает, что необходимо менять стратегию. Вся жизнь – это постоянная смена стратегий. Если вы все делаете правильно, в конце ваш результат улучшится.

Разумные изменения улучшат вашу идею и откроют новые возможности

Защищайте свою идею до последнего. Разрушать всегда проще, чем совершенствовать. Вносите изменения только тогда, когда твердо знаете, что они сделают мысль лучше.

Коммуникабельность

-5

Каждому из нас приходится выступать в роли продавца, хотим мы этого или нет. Даже самые лучшие идеи нуждаются в том, чтобы их продавали. Возможно, они нуждаются в этом даже больше, чем посредственные, однообразные планы.

Вы наверняка не раз слышали о так называемой «презентации в лифте». Суть в том, что вы должны понимать, как правильно кратко сформулировать и рассказать людям о своей идее. Людям не нужна исчерпывающая информация. Они хотят знать лишь то, что их касается. Кроме того, им есть чем заняться в этой жизни, поэтому будьте кратки.

Убедительность

-6

Если вы хотите, чтобы люди работали с вами и тратили энергию на реализацию вашей идеи, нужно объяснить им, почему они должны это делать. Ваши коммуникативные навыки, безусловно, играют важную роль в том, чтобы привлечь кого-то на свою сторону, но действия не менее важны.

  • Поделитесь чем-то ценным. Это необязательно должны быть материальные ценности. Гораздо эффективнее уметь играть на струнах мотивации. Людей можно заинтересовать признанием, проявлением доверия, возможностью выучить что-то новое, шансом блеснуть умом, продемонстрировать свой лоск или получить финансовую долю в случае успеха. Если вы сумеете найти то, что действительно мотивирует их, и сможете им это дать, они вложат в ваш проект гораздо больше энергии.
  • Предоставьте свободу. Если вы не станете диктовать людям, что делать, а дадите им возможность действовать самостоятельно, вам удастся получить от них гораздо больше. Чувство контроля и шанс показать себя – это потрясающие мотиваторы.
  • Поделитесь замыслом. Люди выкладываются по полной, если действие служит благой цели. Если ваш замысел заключается в том, чтобы улучшить жизнь потребителей, заставить людей задуматься о важных вещах или еще о чем-то таком, что делает мир лучше, люди пойдут за вами. Более того, они будут придерживаться общих с вами целей на протяжении всего пути.
  • Будьте приятным человеком. Если вы тиран, люди отвернутся от вас. Если вы наслаждаетесь возможностью командовать, от этого пострадает весь проект. Креативные проекты требуют более мягкого подхода. Бывает, что обстановка накаляется и вы можете почувствовать себя потерянным. Вам нужна команда, которая поддержит вас в трудную минуту.

Убедительность важна даже в том случае, если вы планируете все делать сами. Если вы художник, музыкант или комик, вам все равно потребуется убедить людей дать вам шанс. Вы должны уговорить их покинуть свои комфортные кресла и насладиться вашей работой. Кроме того, вы, скорее всего, захотите, чтобы они посчитали ценным то, что вы делаете.

А это требует дара убеждения. Не умея заручиться поддержкой других, вы никогда не достигнете успеха даже с самой лучшей идеей.

Упорство

-7

Способности доводить проекты до конца – это редчайшее умение. Лишь немногие идеи проходят дальше рисования на флип-чарте, чертежа на планшете или надписи на листочке. Большинство идей, которым это все же удалось, увядают при первых признаках сопротивления. Потребуется немалое упорство, чтобы не дать скептикам и любителям бесконечных совещаний загромоздить ваш путь неожиданными препятствиями.

Упорство – это то свойство характера, которое отличает успешного творца от диванного болтуна.

Способность доводить проекты до конца – это редчайшее умение

Со стороны упорство часто выглядит чрезмерной самонадеянностью и ослиным упрямством. Но для тех, кто принимает непосредственное участие в креативном процессе, это в первую очередь умение поставить идею выше собственных интересов. Идеи не способны защитить сами себя, а врагам их несть числа. Вы должны быть уверены в своей идее и защищать ее всеми силами. И это не самонадеянность, а принципиальная позиция.

Бывают люди, которым от природы дано чуть больше упорства, но все остальные могут сами развить в себе это качество – пожалуй, самое важное для тех, кто хочет поделиться своими идеями с миром.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ НАБОР КРЕАТИВНЫХ НАВЫКОВ

  • Взгляните еще раз на пирамиду креативных навыков и подумайте, какие навыки у вас уже есть, а какие следовало бы развить. Начните с основания, ведь воображение у вас уже есть. Хотя, разумеется, вы многое можете сделать для того, чтобы улучшить его. Например, загружать свой мозг всякими интересными задачами.
  • Двигайтесь выше и честно оценивайте свои навыки на каждом уровне. Определите, что требует наиболее активной проработки, и составьте план действий. Некоторые навыки (например, коммуникабельность и убедительность) можно развить с помощью онлайн-курсов, чтения книг или очного обучения. Другие, такие как, например, рассудительность и гибкость, требуют регулярной и целенаправленной работы.

Чем скорее вы разовьете эти навыки, тем быстрее добьетесь успеха!

Материал подготовила Лилия Бакирова

#лилия_softskills #лилиябакирова #softskills #life management #креативный интеллект #саморазвитие