«Ежедневно 42 минуты под землей», – поет Валерий Сюткин о ситуации, хорошо знакомой жителям мегаполисов. И это не предел, горожане могут проводить в подземке и куда больше времени. Но как это влияет на людей? Чем чреваты ежедневные поездки на метро для слуха? Разбираемся.
Уровень шума в метро
Если спросить людей, насколько громко «звучит» метро, они затруднятся дать точные цифры. Но наверняка скажут: очень громко. В движущемся вагоне бывает трудно даже разговаривать с сидящим рядом человеком, не говоря уже о том, чтобы послушать в наушниках музыку или аудиокнигу.
Но что насчет конкретных цифр? Над этим вопросом работали ученые из Колумбийского университета США. Они сделали звуковые замеры в вагонах и на станциях нью-йоркского метрополитена.
Максимальный уровень звука на станциях составил 106 дБА. Более половина всех шумов имела уровень свыше 85 дБА. Примерно десятая часть звуков превышала 90 дБА. Таким образом, средний уровень на платформах метро составил 86±4 дБА. Громче всего «звучали» пересадочные станции.
Шум в вагонах нью-йорской подземки составил в среднем 94,9 дБА. Максимальный показатель – 112 дБА.
Для сравнения: рекомендуемый уровень шума в домашней обстановке составляет 55 дБ в дневное время и 45 дБ в ночное. То есть даже на станции человек подвергается звуковому воздействию, превышающему рекомендованный уровень на 30 единиц и более. А звуки свыше 100 дБ и вовсе вредны для нашего слуха, особенно при постоянном воздействии – например, при регулярных поездках на метро.
В России подобные профессиональные исследования не проводились. Но есть неофициальные данные. Например, пользователь ЖЖ rusdrus измерил шум в московском метро с помощью шумомера UNI-T UT353 и приложения Sound Meter и поделился результатами:
Как видно из таблицы, превышение рекомендованного уровня шума отмечается на всех станциях. И с учетом того, что шумомер является более точным инструментом измерения, чем телефон, показатели громкости, вероятно, находятся на опасном уровне.
Наиболее опасными в плане шума являются однопролетные станции метро: пассажиры здесь находятся между двумя поездами, то есть между двумя сильными звуковыми волнами. Кроме того, здесь обычно отсутствуют простенки и колонны, которые могли бы частично снизить громкость звука. На трехпролетных станциях воздействие шума чуть менее вредное: архитектура станции защищает пассажиров
К чему приводят ежедневные поездки на метро
Постоянное звуковое воздействие на высокой громкости негативно сказывается на слухе. Так, 30 минут в метро, где уровень шума достигает 90 дБА, эквивалентны 8 часам в помещении с уровнем шума 78 дБА. Добавьте сюда регулярное воздействие (например, пять рабочих дней в неделю) – и получите потерю слуха в 4 дБ при частоте 4 кГц.
А воздействие громкости до 100 дБА в течение 5 дней может вызвать снижение слуха на 16 дБ. Это способно вызвать проблемы с восприятием человеческой речи.
Нельзя забывать и о вреде инфразвука. Он возникает при столкновении поезда с потоками воздуха. На слух мы его не воспринимаем, однако он способен оказать сильное отрицание воздействие на человека, причем даже до его рождения.
Читайте на тему – «Чем шум грозит вашему будущему ребенку».
Инфразвук даже при небольшой силе способен вызвать обморок. При частоте 7 Гц возможны остановка сердца и повреждение кровеносных сосудов. Влияет инфразвук и на психическое состояние, например, вызывает чувство паники. Так что паническая атака в метро может быть вызвана его воздействием.
Хотя если вас охватывают апатия, упадок сил и грусть каждый раз, когда вы спускаетесь в метро, речь может идти и о «транспортной усталости». «Заболеть» ею можно, если ездить в метро несколько месяцев по два часа в день. Вызывает ее весь комплекс негативных факторов подземки: громкий шум, инфразвук, духота, пыльный воздух.
Как защититься от шума
Метрополитен старается снизить вред для пассажиров, используя звуко- и виброизолирующие материалы, следя за состоянием электропоездов и создавая более тихие вагоны.
Однако уровень шума в метро все еще остается высоким, а значит, пассажирам стоит самим о себе позаботиться. Использование берушей и шумоподавляющих наушников во время поездки защитит слух. Кто-то пробует использовать простую вату, но специальные приспособления намного полезнее. Тем более, сегодня есть беруши даже для тех, кто не смогу привыкнуть к стандартным мягким «затычкам» или испытывает боль при их ношении.
Читайте на тему – «Так много берушей!»
Если вы живете рядом с метро
Такое соседство – очень неудачное. Дискомфорт доставляет и шум от проходящих составов, и вибрации, и инфразвук. Защитить от них квартиру можно не всегда. Но стоит постараться снизить вредоносные факторы. Для этого используйте:
- окна с шумоподавлением. Это одно- или двухкамерные окна со стеклами и камерами разной толщины, иногда – с наполнением из инертного газа;
- двери с шумоизоляцией. Обращайте внимание на наполнение двери. Например, минеральная вата достаточно плотная, чтобы отсеять внешние звуки. А вот гофрокартон пропустит и большую часть шума, и холод;
- каркасную звукоизоляцию стен и потолка. В ее основе – звукоизолирующие панели, снаружи закрытые гипсокартоном. Для повышения эффективности конструкции можно использовать звукоизолирующую мембрану. Она располагается между двумя листами гипсокартона и дает также защиту от ударного шума.
Ваша безопасность в ваших собственных руках!