Найти тему
Жизнь в увлечениях

Бумажное моделирование и модель крейсера "Аскольд"

Бумажная модель крейсера "Аскольд"
Бумажная модель крейсера "Аскольд"

Одно из моих маленьких увлечений - бумажное моделирование. Маленькое потому, что времени на него никогда не хватает. Работа кропотливая, почти всегда с мелкими деталями, а заниматься ей получается лишь от случая к случаю. И тем не менее, за последние десять лет мне удалось создать несколько моделей. Сразу оговорюсь, что никогда не примеривал на себя лавры профессионального моделиста. С восхищением смотрю в Интернете, какие модели создают настоящие мастера своего дела, и черпаю из их опыта разные приемы и секреты.

-2

Бумажное моделирование для меня просто способ отвлечься от рутины, радость создания интересной вещи "из ничего". Волшебное превращение куска плоской бумаги в объемные фигуры. Я принципиально отказался от окрашивания модели для сокрытия следов склейки, сгиба и соединения бумажных элементов. Возможно это придает изделию некоторую неаккуратность, но лично мне кажется, что такие недостатки подчеркивают "бумажность" модели, ее отличие от других материалов для моделирования.

-3

Бронепалубный крейсер I ранга "Аскольд", модель которого здесь представлена, является героическим кораблем с честью и боями прошедшим горнило Русско-японской и Первой мировой войн.

Построенный в 1902 году в Германии, крейсер проходил службу на Тихом, Индийском, Атлантическом и Северном-Ледовитом океанах. Оборонял Порт-Артур, сражался в Желтом море с японской эскадрой, охотился за германскими рейдерами в Азии, штурмовал пролив Дарданеллы в Средиземноморье. Итого 20 лет безупречной службы России, за вычетом периода с 1919 года по 1922 год, когда корабль, уведенный интервентами в Англию, оказался включенным в состав Британского флота. По иронии судьбы, он вернулся в Германию на слом.

-4

Еще в детстве, читая роман "Порт-Артур", я восхищался решительными действиями командовавшего в тот период крейсером "Аскольд" капитана I ранга Константина Алексеевича Грамматчикова. В период Артурской обороны крейсер, с его характерным пятитрубным силуэтом, являлся одним из наиболее боевых и активно действующих кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. На нем неоднократно поднимал свой флаг вице-адмирал Степан Осипович Макаров, предпочитавший использовать в качестве флагмана быстроходный крейсер. Могло случиться так, что в роковой день 13 апреля 1904 года командующий вышел бы в море на "Аскольде" и остался бы в живых. И тогда, несмотря на потерю броненосца "Петропавловск", ход войны мог бы пойти иначе.

-5

Как я уже говорил, крейсер "Аскольд" имеет очень характерный силуэт. Его формируют не только пять дымовых труб, но и плоская палуба, без выраженного полубака, а также изящно изогнутый форштевень. Интересной особенностью корабля является носовая надстройка. Русские инженеры сомневались, что низкий полубак позволит стрелять из носового орудия в условиях плохой погоды, так как его будет захлестывать волнами. Немцы же отказывались пересматривать проект. Компромиссным решением стала носовая надстройка с орудийной площадкой, которая изолировала полубак от остальных частей корабля.

-6

В начале работы над моделью, еще на стадии разверток, я был удивлен различным рисунком палуб. Если присмотреться, на полубаке отрисован деревянный палубный настил, в других же частях корабля палубный настил формируется из длинных и довольно широких коричневых полос. При более глубоком погружении в устройство корабля оказалось, что броневая палуба, толщиной от 30 до 60 мм, по всей площади была покрыта не совсем обычным материалом - натуральным линолеумом! И лишь на полубаке был традиционный деревянный настил.

-7

Пять труб, возвышавшихся частоколом над узким длинным корпусом крейсера были оригинальным ноу-хау конструктора котломашинной установки корабля, немецкого инженера Шульца. Он решил разместить все котлы в отдельных компактных отделениях с отдельной же трубой на каждое, для повышения естественной тяги. Шульц уверенно обещал, что максимальная скорость будет доходить до 24 узлов, а раздельное размещение котлов поможет уберечь их в бою от поражения одним снарядом. Максимальная скорость оказалась близка к обещаниям - 23,5 узла. "Аскольд" по праву считался одним из лучших ходоков на российском флоте.

-8

Основной калибр артиллерии крейсера - шестидюймовые орудия системы Канэ , хоть и располагались в основном открыто, на верхней палубе, были защищены броневыми щитами. Это выгодно отличало их от кораблей, где пушки стояли открыто, как, например, на знаменитом крейсере "Варяг". И позволяло снизить потери в личном составе.

В целом же вооружение "Аскольда" состояло из:

Фотография, сделанная во время испытаний на мерной миле. На корабле еще отсутствует ходовая рубка на мостике.
Фотография, сделанная во время испытаний на мерной миле. На корабле еще отсутствует ходовая рубка на мостике.

Вот такая история корабля и модели. Делал я её почти три года. Были периоды, когда вообще забрасывал и месяцами ничего не добавлял. Были и такие, когда дело продвигалось очень быстро.

Моделирование занимательно еще и тем, что при работе над моделью постоянно возникают моменты, которые необходимо уточнять не только по инструкции, но и сравнивая внешний вид с фотографиями, которые сейчас несложно найти в интернете. Читать описания и историю. Таким образом проникаешься событиями давно ушедших эпох. Это доставляет отдельное удовольствие!

-10