Одно из моих маленьких увлечений - бумажное моделирование. Маленькое потому, что времени на него никогда не хватает. Работа кропотливая, почти всегда с мелкими деталями, а заниматься ей получается лишь от случая к случаю. И тем не менее, за последние десять лет мне удалось создать несколько моделей. Сразу оговорюсь, что никогда не примеривал на себя лавры профессионального моделиста. С восхищением смотрю в Интернете, какие модели создают настоящие мастера своего дела, и черпаю из их опыта разные приемы и секреты.
Бумажное моделирование для меня просто способ отвлечься от рутины, радость создания интересной вещи "из ничего". Волшебное превращение куска плоской бумаги в объемные фигуры. Я принципиально отказался от окрашивания модели для сокрытия следов склейки, сгиба и соединения бумажных элементов. Возможно это придает изделию некоторую неаккуратность, но лично мне кажется, что такие недостатки подчеркивают "бумажность" модели, ее отличие от других материалов для моделирования.
Бронепалубный крейсер I ранга "Аскольд", модель которого здесь представлена, является героическим кораблем с честью и боями прошедшим горнило Русско-японской и Первой мировой войн.
Построенный в 1902 году в Германии, крейсер проходил службу на Тихом, Индийском, Атлантическом и Северном-Ледовитом океанах. Оборонял Порт-Артур, сражался в Желтом море с японской эскадрой, охотился за германскими рейдерами в Азии, штурмовал пролив Дарданеллы в Средиземноморье. Итого 20 лет безупречной службы России, за вычетом периода с 1919 года по 1922 год, когда корабль, уведенный интервентами в Англию, оказался включенным в состав Британского флота. По иронии судьбы, он вернулся в Германию на слом.
Еще в детстве, читая роман "Порт-Артур", я восхищался решительными действиями командовавшего в тот период крейсером "Аскольд" капитана I ранга Константина Алексеевича Грамматчикова. В период Артурской обороны крейсер, с его характерным пятитрубным силуэтом, являлся одним из наиболее боевых и активно действующих кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. На нем неоднократно поднимал свой флаг вице-адмирал Степан Осипович Макаров, предпочитавший использовать в качестве флагмана быстроходный крейсер. Могло случиться так, что в роковой день 13 апреля 1904 года командующий вышел бы в море на "Аскольде" и остался бы в живых. И тогда, несмотря на потерю броненосца "Петропавловск", ход войны мог бы пойти иначе.
Как я уже говорил, крейсер "Аскольд" имеет очень характерный силуэт. Его формируют не только пять дымовых труб, но и плоская палуба, без выраженного полубака, а также изящно изогнутый форштевень. Интересной особенностью корабля является носовая надстройка. Русские инженеры сомневались, что низкий полубак позволит стрелять из носового орудия в условиях плохой погоды, так как его будет захлестывать волнами. Немцы же отказывались пересматривать проект. Компромиссным решением стала носовая надстройка с орудийной площадкой, которая изолировала полубак от остальных частей корабля.
В начале работы над моделью, еще на стадии разверток, я был удивлен различным рисунком палуб. Если присмотреться, на полубаке отрисован деревянный палубный настил, в других же частях корабля палубный настил формируется из длинных и довольно широких коричневых полос. При более глубоком погружении в устройство корабля оказалось, что броневая палуба, толщиной от 30 до 60 мм, по всей площади была покрыта не совсем обычным материалом - натуральным линолеумом! И лишь на полубаке был традиционный деревянный настил.
Пять труб, возвышавшихся частоколом над узким длинным корпусом крейсера были оригинальным ноу-хау конструктора котломашинной установки корабля, немецкого инженера Шульца. Он решил разместить все котлы в отдельных компактных отделениях с отдельной же трубой на каждое, для повышения естественной тяги. Шульц уверенно обещал, что максимальная скорость будет доходить до 24 узлов, а раздельное размещение котлов поможет уберечь их в бою от поражения одним снарядом. Максимальная скорость оказалась близка к обещаниям - 23,5 узла. "Аскольд" по праву считался одним из лучших ходоков на российском флоте.
Основной калибр артиллерии крейсера - шестидюймовые орудия системы Канэ , хоть и располагались в основном открыто, на верхней палубе, были защищены броневыми щитами. Это выгодно отличало их от кораблей, где пушки стояли открыто, как, например, на знаменитом крейсере "Варяг". И позволяло снизить потери в личном составе.
В целом же вооружение "Аскольда" состояло из:
- Двенадцати 152-мм патронных пушек системы Канэ с длиной ствола 45 калибров в палубных и казематных установках.
- Двух десантных 63,5-мм пушек системы Барановского на колёсных лафетах, предназначенных для поддержки корабельного десанта.
- Двух 37-мм пушек Гочкиса.
- Четырёх пулемётов.
- Шести 381-мм торпедных аппаратов.
Вот такая история корабля и модели. Делал я её почти три года. Были периоды, когда вообще забрасывал и месяцами ничего не добавлял. Были и такие, когда дело продвигалось очень быстро.
Моделирование занимательно еще и тем, что при работе над моделью постоянно возникают моменты, которые необходимо уточнять не только по инструкции, но и сравнивая внешний вид с фотографиями, которые сейчас несложно найти в интернете. Читать описания и историю. Таким образом проникаешься событиями давно ушедших эпох. Это доставляет отдельное удовольствие!