Серия фильмов про чужих является не просто одной из самых популярных в жанре научной фантастики, но и одной из самых любимых. Оригинальную картину поставил Ридли Скотт, режиссёр значимых фильмов "Бегущий по лезвию", "Гладиатор", "Гангстер", "Ганнибал", "Чёрный ястреб" и "Марсианин". Как видно по его фильмографии, режиссёр он разносторонний, берётся за всевозможные, совершенно непохожие друг на друга жанры. Отдельно стоит выделить фантастику, ведь судя по всему, она занимает особое место в сердце творца, поэтому он так часто к ней возвращался.
Так вот вернёмся к нашим чужим. Этой серии одновременно повезло и не повезло с продолжениями. С одной стороны, уже вторую часть снял Джеймс Кэмерон, который удачно сменил жанр цикла с космического хоррора в замкнутом пространстве на пафосный фантастический боевик. Дальше же серия начала идти в странных направлениях, в первую очередь, сюжетных. Сомнительные идеи сценариев, глупые повороты истории, неуважение к прошлым фильмам, наглое копирование во всём – вот из-за чего третья и четвёртая части получились откровенно странными фильмами и привели серию к концу.
Однако, конец может и наступил, но начала у истории не было. По крайней мере, так решил создатель оригинального фильма, тот самый Ридли Скотт, который вернулся к своему детищу спустя три десятилетия. Как итог, в 2012-м году, спустя 33 года после выхода оригинальный картины, на свет появляется "Прометей", предыстория мира, что открывает нам секрет возникновения чужих. Кино было в духе Ридли — медленное и тягучее, с длинными планами, величественными пейзажами, и с огромной претензией на глубокий смысл. Кому-то понравился такой подход, благодаря которому "Прометей" местами напоминал самый первый фильм серии, а кому-то фильм показался глупой претенциозной пустышкой. Спустя пять лет вышло продолжение, вновь от Скотта, снова расширяет мифологию этой вселенной, вот только приняли его даже хуже, чем любой другой фильм цикла.
Это было совершенно несправедливо, как со стороны критиков, так и со стороны рядовых зрителей. Даже к неудачным третьим и четвёртым фильмам не отнеслись с такой неприязнью, с которой приняли эту картину. Даже "Прометей", в который летели гнилые помидоры за слабую связь со вселенной "Чужих", и тот считают хорошим в сравнении с "Заветом". Так чем же всем так не угодил последний на данный момент фильм цикла?
Снова историю и персонажей обвиняют в глупости. Якобы, герои все беспечные, неумелые болванчики, созданные сценаристом чтобы максимально тупо умирать в кадре от многочисленных напастей. Историю же ругают за вторичность и странность некоторых моментов. Как мне лично кажется, история вышла может даже более оригинальной, нежели во всех прошлых фильмах серии (за исключением первых двух).
Картина демонстрирует приключения нового космического экипажа — колонистов с корабля "Завет", которые летят на пригодную для жизни планету, чтобы основать там колонию. Однако по пути они обнаруживают таинственный сигнал с планеты, которая по предварительным данным оказывается даже более пригодной для жизни, нежели изначальный пункт назначения. Этот таинственный сигнал приводит их к страшным вопросам, жутким ответам и ужасным последствиям.
Главные герои в основном являются мирными колонистами, которые совершенно не были готовы к тому, что их ждало. Кроме того, ни один из героев прошлых пяти фильмов не встречался лицом к лицу с настолько грозными противниками, какие были представлены в этом фильме. Поэтому вполне логично, что главные герои ведут себя иногда глупо, беспечно и принимают неверные эмоциональные решения. История же какая угодно, но точно не глупая. Здешний сценарий наполнен запоминающимися образами героев, в нём ярчайший и непредсказуемый антигерой, поднимаются важные вопросы на тему отцов и детей, создателя и смысла в жизни, кроме того, история пестрит любопытными аллюзиями на религию.
Помимо глубоких отсылок, аллюзий и вопросов, фильм так же заставляет задуматься над его визуальной составляющей. Безусловно, никогда ещё картины этого цикла не выглядели столь безупречно и изящно. И дело тут не в сотне миллионов долларов, которые сейчас тратят на каждый фантастический блокбастер ради графики и спецэффектов. Картинка так хороша из-за развитого чувства прекрасного у Ридли Скотта. Каждое инопланетное создание, каждый пейзаж, каждое фантастическое приспособление и космический корабль были созданы со вкусом и душой. Здесь вы найдёте несчетное количество длинных планов на, казалось бы, ничего. Безжизненные интерьеры, безлюдные локации, пустоши и одинокие горы — Скотт снова ступает на поле Стэнли Кубрика, поэтому хронометраж может показаться длинным, а кино затянутым.
Режиссёр попытался сделать сложную и умную космическую фантастику, наполненную религией и философией, но он почти забыл про развлечение. Конечно, здесь есть экшен, здесь есть и чужой, самый изящный за всю серию, а также другие жуткие представители фауны, которые жестоко расправляются с несчастными людьми. Но в целом на действие было уделено очень мало времени, поэтому картина и кажется многим скучной и пустой.
Если смотреть кино как фантастический боевик или же космический хоррор, то скорее всего оно разочарует. В своей работе Скотт не только людей задвинул на второй план, но ещё и развлекательную составляющую. Поэтому это скорее не развлекательный блокбастер, а религиозная притча, на которую выделили целых 97 миллионов долларов и скорее всего ожидали получить развлечение под попкорн. Итог известен — получили лишь меланхоличные размышления в величественных декорациях под классическую музыку.
Невероятно пафосное и претенциозное кино, поэтому так к нему и стоит относиться. С этого угла его и стоит смотреть. Это штучная работа в эпоху масштабных блокбастеров, среди которых она и затерялась. Вы можете попытаться её найти и оценить, а можете просто пройти мимо, ведь это крайне противоречивая вещь. Она может вызвать как восхищение, так и отторжение, но без эмоций вряд ли оставит.
Если вам было интересно – ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Смотрели кино и есть что добавить? Всегда рад обсудить!
До новых встреч в мире искусства!
Также может быть интересно:
10 культовых фантастических боевиков прошлого века
10 жутких фильмов ужасов прошлого века
10 лучших боевиков эпохи VHS или ударная порция ностальгии