Найти тему

Салем: что вы знаете о ведьмах? Часть третья

Оглавление

Исследуем феномен Салема – североамериканского города, знаменитого историческим процессом над “салемскими ведьмами”. Часть третья.

-2

Салемская игра

Во что же там играли? Начнем с того, что дети всегда пытались играть, имитируя действия и поведение взрослых, потому что игра важна для развития эмоций и функций, необходимых для успешного освоения и последующего продвижения по миру взрослых. А вот признание важности игры произошло уже в двадцатом веке (ну, может, в самом конце девятнадцатого) с изданием законов, ограничивавших использование детского труда. Потому что игру большую часть времени подменяла самая настоящая работа. У каждого ребенка был определенный круг обязанностей с того момента, как он начинал ходить. В пуританском домашнем хозяйстве детям тем более находилось дело – уход за животными, продуктовые заготовки, сельскохозяйственные работы, все, что связано с производством одежды, было частью быта большинства семей. Подростки из менее зажиточных домов оказывались на платной работе вне дома.

-3

Именно служанки стали рьяными обвинительницами и обличительницами ведьм. Что они выиграли? Их освободили от их непосредственных обязанностей; справедливости ради, при их-то беззащитности, они, видимо, сознавали, что стоят перед выбором – или проявить свою одержимость, или быть обвиненной кем-нибудь другим. Интересно и то, что обладание тряпичной куклой немедленно вводило имя юной хозяйки в список ведьм. В наши дни, на фоне всеобщей инфантилизации, когда игры и игрушки захватывают взрослых (от компьютерных игр, от которых трудно оторвать взрослых мужчин, до мягких игрушек в руках и на рюкзачках молодых жeнщин), приговор пуританского суда звучит особенно нелепо.

Женщины в беде и бедовые женщины: невидимые против видных

С чего бы ни началась эпидемия салемских ведьм и как бы серьезно ее ни восприняли горожане при возникновении первых жертв, каким-то образом список околдованных продолжал расти. Создается впечатление, что салемские умники и умницы воспользовались прецедентом для сведения счетов, избавления от неугодных соседей, мужей и работодателей, от домашних тиранов и драчливых хозяев. Женщины, бесправные управительницы салемских пастбищ, огородов и кухонь, были особенно неистовыми обвинительницами. Служанка Мерси Льюис разоблачила как минимум пятьдесят одну ведьму!

Кто попал в “ведьмовской” список? Судя по архивным документам, маргиналы и неудачники; те, чей социальный статус был подорван бедностью, судебными тяжбами с соседями, супругами и родственниками либо непосещением церкви. Дьявол вербовал людей сварливых и неустойчивых, позор общины, можно сказать. Также его привлекал другой конец спектра, люди зажиточные, чье имущество потом раздавалось или растаскивалось сразу же после их задержания, даже до вынесения приговора, или спорщики, в грош не ставящие городские власти и раздражившие их задолго до ведьмовского нашествия. В общем, угодить в список ведьм можно было по многим параметрам. Те, кто открыто воевал с истеблишментом и противоречил политическим и экономическим интересам штата или города (война с французами и с индейцами была в разгаре) – но также и те, власть которых трудно было бы расшатать или очернить без вмешательства нечистой силы, вроде священника Джорджа Берроуза, тирана с тяжелой рукой, уморившего трех жен, избивавшего своих многочисленных детей и домашнюю обслугу. Его с радостью оговорили шестнадцать человек! Почти всем, чьи имена были по той или иной причине на устах жителей двух Салемов, города и деревни, были предъявлены обвинения. А еще в список попали женщины, будоражившие сновидения земляков-мужчин – молодые, разведенные, незамужние. Что за плата за привлекательность!

"Две узницы", Николай Бессонов
"Две узницы", Николай Бессонов

Последняя прогулка по Салему

Америка любит прошлое, гордится своей новенькой нарядной историей, всякую кроху бережно хранит. Вот только жителям Салема нечем гордиться – они охотно втянулись в свистопляску обвинений, арестов, судилищ и казней, a власти вмешались осенью 1692-гo. Как раз к осени безумие достигло кульминации, и после десятка сентябрьских повешений и удавления старика Жиля Кори, отказавшегося признавать вину, губернатор штата Массачусетс Филпс написал-таки письмо в Тайный совет короля Вильяма и королевы Мэри, объявив ведьмовские процессы мракобесием и дурью местных органов управления, выносящих обвинительные приговоры без должных оснований, на основании “спектральных доказательств”.
Что такое спектральное доказательство? Например, след от укола булавки и устное обвинение, выдвинутое “пострадавшим”… После этого письма 29 октября 1692 года Филпс единоличным решением остановил аресты, отпустил большинство арестованных по “спектральным” обвинениям и разогнал местный суд, действующий по принципу “заслушали-постановили”, отправив все оставшиеся дела во вновь образованный Верховный суд.

Медленно и болезненно стали поступать оправдания и извинения семьям погибших, бывшим заключенным, даже кое-что из конфискованного вернулось прежним владельцам, и к маю 1693-го был оправданы последние незаконно обвиненные. И все-таки… по-моему, все-таки они, эти потомки жертв и их палачей, немного гордятся своей былой дремучeстью, празднуя не 29-ое, день освобождения от судебного произвола и от террора необоснованных обвинений, а 31-ое, Хеллоуин в ведьмовских костюмах.

Дом о семи фронтонах, Салем. Журнал “Формаслов”
Дом о семи фронтонах, Салем. Журнал “Формаслов”

За триста с лишком лет смешалась кровь, породнились палачи, клеветники и жертвы, и вывелся совершенно особый тип людей. Конечно же, многие уехали из Салема, и кровь салемских обвиняемых течет в таких разных людях, как бывшие президенты Буши, младший и старший, и актриса Сара Джессика Паркер. Но те, кто остались… Вот они, обслуживают карнавальную хэллоуинскую толпу в многочисленных ресторанчиках и в музеях, играют на подмостках, построенных на пути карнавального шествия, зазывают из дверей магазинов, посвященных колдовству и черной магии. Способствуют укреплению мифа о ведьмовском начале, который, в свою очередь, способствует благосостоянию городка. Милые и улыбающиеся, ровно-любезные. Еще бы, к этому дню город готовился весь год. Хоть среднегодовой доход салемцев и выше, чем среднестатистический по Америке, хоть и веет от городка воздухом зажиточности и благополучия, но некоторые работы в сфере обслуживания – сезонные, и коэффициент безработицы в результате выше,чем у соседей. Этот город ждал нас, туристов в ведьмовских плащах с глубокими капюшонами.

На другое утро, первого ноября, город пуст и тих. И, поскольку были оправданы наконец последние шесть жертв процессов (заметьте, только в 2001 году!), в городе нет больше ведьм, и можно спокойно завтракать. Но закрыто все, от закусочных-дайнеров до магазинчиков с ведьмовской символикой. Местные отдыхают после вчерашнего безумного, за полночь, рабочего дня и последующей уборки (как они успели? Наверно, до рассвета выметали следы безудержного веселья, сопровождающегося, конечно же, выпитым и съеденным, а также масками, серпантином, хлопушками, петардами); гости города отсыпаются. На всей улице только наша небольшая компания, благоразумно покинувшая центр по окончании полуночных фейерверков, когда веселье только разгоралось. Мы хотим и музей осмотреть, и литературную достопримечательность, дом с семью фронтонами. А может, чем черт не шутит, и увидеть дома тех самых невинно осужденных. Но следы стерты, запутаны, процессы перекрашены, превращены в детскую сказку.

-6

Только к обеду поднимаются старомодные железные шторы, отпираются двери, отправляются в путь еле проснувшиеся после вчерашнего шабаша приезжие, выползают на стаканчик местного темного эля или на чашку раскаленного, безвкусного кофе горожане-жители Салема – города то есть, а не деревни. Бывшая деревня с 1752 года зовется Данверс и надеется, что в ходе расследования ведьмовских процессов о ней забыли; на карте даунтауна Салема числится вновь отгороженная деревня Салем. Вот там-то раньше и находился город…

Именно на улочках бывшего Салема кучкуются местные. Их праздник – сегодня, первого ноября. Они отмечают успех вчерашнего предприятия, подготовка к которому шла не менее десяти месяцев. О да, фестиваль (тут должен последовать хлопок по карману) удался! Посетители заполнили до отказа трактир с живописным названием “Глазами свиньи”. Они без раздражения, но с легким недоумением поглядывают на туристов, вышедших за пределы отведенныx им туристских ресторанов с хеллоуиновской символикой, высматривающих что-то вдалеке от аттракционов вроде дома с привидениями, от плакатов “Помогите Салему оставаться заколдованным городом”, в стороне от магазинов, где продаются привлекательно упакованные приворотные коренья и волшебные зелья, где скелеты сидят на каждом стуле, в каждом углу.
Болельщики приклеены к экрану над стойкой бара, официантка совсем забегалась и выкрикивает заказы через весь зал. Обычная американская глубинка из зажиточных. Хотя… завтра здесь воцарится покой, и что только не пойдет в пищу ленивому, праздному уму! Bозможно, привычка заглядывать в окна соседей не перевелась еще. Я поднимаю глаза к массачусетскому осеннему небу, и вижу, как летят все они, все пятьсот обвиняемых – женщины, девушки, дети, мужчины и старики – на метелках, символе женского домашнего труда, при необходимости превращающемся в символ высвобождения и чертовщины. Мне кажется, что я даже различаю отдельные лица: вот Сара Гуд, первая из обвиненных, вот старуха Ребекка Нерс, вот умершие в тюрьме Сара Осборн и Жиль Кори, малютка Дороти Гуд – я до того прониклась всей историей, чтo узнаю их теперь в лицо, a статус страдальцев обеспечил им место в истории… Нет, это просто пятьсот осенних листьев сорвались с ветвей и летят. Или искры вчерашнего фейерверка отражаются в облаках. Или нет, это, должно быть, перелетные птицы, спасающиеся от жестокости здешней зимы, от грядущего безумия холодов.

Галина Ицкович

Салем: что вы знаете о ведьмах? Часть первая

Салем: что вы знаете о ведьмах? Часть вторая

-7