Найти тему
В гости к бабушке Европе

Проект Щусева, фрески Рериха: как я искала крошечную часовню в Пскове

Когда коллега узнал о моих планах съездить в Псков, то сразу же проинструктировал: мол, где-то там на берегу реки Великой есть церковь, спроектированная архитектором Щусевым. Я не знаток истории архитектуры, но зато знаток Москвы, так что фамилия Щусева у меня вызвала две яркие ассоциации: мавзолей Ильича и знаменитый генплан 1935 года, от реализации которого Москву спасло (увы, именно так) начало Великой Отечественной войны. Поэтому уточнила: точно именно Щусев?.. Коллега кивнул: да-да, всё верно, но выпытать подробности не удалось, поскольку разговор происходил на бегу (ну, журналисты люди занятые). Однако заинтриговать успел.

Всемирная сеть по интересующему меня вопросу выдала не так уж много информации: выяснилось, что это, во-первых, не церковь, а всего лишь маленькая часовня святой Анастасии Римлянки, а во-вторых, росписи в этой часовне делали по эскизам Николая Константиновича Рериха. Ну, тут мне стало совсем интересно: дуэт внушает уважение, надо посмотреть!

В первый же день в Пскове, бродя по набережной под стенами Крома, я углядела на другом берегу нечто похожее на искомый объект. Маленькая, беленькая, около моста - все сходилось. Я слегка потерзала любимый 30-кратный зум на фотоаппарате, а потом поволокла спутников смотреть на часовню вблизи. Но за мостом ожидал облом: часовенка оказалась в честь не Анастасии, а вовсе даже Равноапостольной княгини Ольги, причем совсем новодельная, 2000 года постройки. Хотя красивая, слова плохого не скажу!

Часовня Равноапостольной княгини Ольги очаровательна, но искала я не её...
Часовня Равноапостольной княгини Ольги очаровательна, но искала я не её...

Мы несколько озадачились, но нужная нам часовня обнаружилась совсем рядом - с другой стороны от моста. Правда, в каком-то странном, совсем не живописном окружении, рядом с недостроенным домом, и сама довольно обшарпанная, особенно по контрасту с вылизанной Ольгинской. Но все равно - как же хороша! Предельно лаконичная, даже аскетичная планировка, но эта лаконичность так изящна и совершенна, что уж точно: ни убавить, ни прибавить. Дверь в часовню оказалась открыта, но вход охраняла сурового вида дама, которая тотчас скомандовала:

- Так, внутрь не заходим, просто заглядываем и смотрим!

И со значением добавила:

- Там внутри - Рерих (строго говоря, внутри полагалось быть не Рериху, а некоему Г.О. Чирикову, создававшему росписи по рериховским эскизам, но не суть).

- А снаружи Щусев? - настырно пожелала удостовериться я.

- Вот этого точно не скажу... - неожиданно растерялась дама. Но и так было ясно: мы нашли то, что хотели.

Судя по всему, это творение было одним из первых в карьере Щусева... но стоит месте не столь прекрасном, как мавзолей Ильича.:(
Судя по всему, это творение было одним из первых в карьере Щусева... но стоит месте не столь прекрасном, как мавзолей Ильича.:(

Учитывая, что обычно туристов внутрь вообще не пускают, разрешение хотя бы просунуть голову в дверь уже следовало считать большой удачей. Вот только смотреть оказалось особо не на что: во-первых, темно было, а во-вторых, росписи пребывали в, прямо скажем, фиговом состоянии. Ну а чего удивительного: после того, как в 1917 году сторонники победившей революции их наглухо замазали, сложно было ожидать хорошей сохранности. Впрочем, в часовне находилась женщина, производившая какие-то замеры: может быть, как раз готовились к реставрации? Хотелось бы.

Позже, более тщательно покопавшись в интернете, я узнала, что история Анастасиинской часовни долгая и сложная, почти детективная. Изначально она была построена в 1710 году с целью попросить у святой Анастасии заступничества от моровой язвы (чумы, современным языком говоря). Через пару веков, в 1911 году, во время строительства моста через реку Великую потребовалось сделать земляную насыпь, чтобы выровнять берега. Для этого пришлось бы засыпать часовню, чего горожанам не хотелось, и в итоге придумали остроумное решение: над часовней возвели каменную надстройку вровень с насыпью, и уже на ней, как на постаменте, поставили новое здание по щусевскому проекту. Прямо при въезде на мост. Росписи внутри закончили еще через два года.

После революции, как водится, часовню использовали для самых разных целей: и киоском по продаже газет она успела побыть, и билетной кассой, и даже керосиновой лавкой. Но не сломали, и на том спасибо.

Однако на этом история не закончилась. В конце шестидесятых мост стали расширять, а часовня мешала. У городских властей разговор был короткий - снести, и всех делов! Но нашлись энтузиасты, сумевшие убедить руководящих дуболомов в ценности здания: это же Рерих! Это же Щусев - сам автор мавзолея Владимира Ильича Ленина! В итоге с часовней обошлись со всей возможной бережностью: распилили по горизонтали и аккуратно перенесли на другое место - на то самое, где она стоит сейчас. И даже статус памятника, охраняемого государством, присвоили.

А вот не было бы у Алексея Викторовича Щусева столь идеологически непрошибаемого бэкграунда - еще неизвестно, как бы все повернулось. А я тут нос морщу: мавзолей, генплан 1935 года... Не было бы счастья!

Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: