В Бологое идёшь из «отдыхаловки» (на сленге лок. бригад означает дом отдыха) на вокзал к поезду мимо так называемой ротонды - круглого паровозного депо самого первого образца, выполненного по проектам архитектора Желязевича.
Николай I, впервые увидев такую же ротонду на станции Спирово, воскликнул по-французски: «Это храм! Это пантеон!»
Ротонда представляла собой каменное здание в виде кольца диаметром в 60 метров с тоннельным заездом внутрь, через которое «локомотива» (здесь нет опечатки, именно так "локомотива") заходила на поворотный круг, чтобы изменить направление движения или заехать на деповское стойло. Рабочие, выполнявшие должность «круговых», поворачивали круг посредством бревна, налегая на него всем телом и, должно быть, не без «Дубинушки».
"Эй, дубинушка, ухнем! Эй, зеленая, сама пойдет! Пойдет, пойдет, пойдет…"
У них и прозвище в депо было соответствующее — «бурлаки». Наверху ротонды имелся огромный обтекаемый железный купол с отверстием посередине для выхода дымов и с козырьком от дождя.
Кирпичная основа бологовской ротонды в основном уцелела, причем на ней растроганно замечаешь следы былых украшений и разных архитектурных росчерков — всякие выложенные бровки над дугами окон, какие-то полуобвалившиеся башенки, фигурные карнизы — тени века своего…
Купол, конечно, давно полностью был разрушен. Рельсов ведущих к депо тоже никаких давным давно уже нет, но в остальном — цела ротонда, до сих пор кажет свой тёмный, закопчённый временами кирпичный круг, словно какой-то доисторический амфитеатр, — а ведь бомбили немцы Бологое до тридцати раз в день, и после каждого налета на станции камня на камне не оставалось, только дымилось жуткое «рагу» из скрученных рельсов, кусков кирпичной кладки, горящих остовов вагонов и шпал, перевёрнутых под откосами паровозов.
Краткая историческая справка. На начало войны, 22 июля 1941 года, узел Бологое был подвергнут массированному налёту немецкой авиации (76 самолётов) и бомбардировки. Сброшено 146 бомб за один раз! Жизнь города была парализована.
А вот эти николаевские камни уцелели. Возвышались такие ротонды в Спирово, Твери, Бологое, Окуловке, Малой Вишере (там они тоже уцелели в войну) над настоящей лесной пустыней, словно города каких-то неземных пришельцев, возведённые в отрешённой глуши, как в мире ином.
Сюда, в этот мир, вместе с чугункой, с блеском аксельбантов инженерских мундиров и веселым топотом вечерней мазурки пришла цивилизация — и строго воплотилась навеки в неулыбчиво роскошных каменных сводах, напоминая собою о Петербурге, в который ведет дорога, о «соединенных как бы воедино» двух столицах, о незыблемой глыбе имперской державы…
А.Б. Вульфов "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава 1 "На рельсах истории".
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram