Задумался, есть ли какая-то закономерность в том, что художники, попавшие в беду, смогли увидеть нечто , обычному человеку недоступное, и показать это в своем творчестве.
История Верещагина
В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдём ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом. (В.Верещагин)
В июне 1877 года художник Верещагин находился на миноносце «Шутка». "Шутка" была в том, что миноносец устанавливал на Дунае мины, да еще ринулся в атаку на турецкий пароход-фрегат. Верещагину шальная пуля пробила насквозь бедро. Едва удалось остановить кровь. Да и бой был проигран. Турецкое судно уцелело.
Больше двух месяцев художник лечил рану в бухарестском госпитале. К сентябрю он вернулся в действующую армию, и как флигель-адъютант участвовал в третьем штурме Плевны. Русскую армию вновь ожидало фиаско. Штурм крепости 30 августа (по ст. стилю) в честь тезоименитства Александра II, стоил русским войскам тяжелых потерь и бесславного поражения. Во время этого штурма погиб младший брат художника Сергей, а другой брат - Александр, был ранен.
Пережив личную трагедию, Верещагин вспоминал еще один эпизод. "Чтобы легче было взбираться на высоты, солдаты побросали шанцевые инструменты…», но неожиданный маневр турок заставил их уйти в оборону и срочно рыть окопы штыками и голыми руками. Они не успели, - подоспевшие турки подняли на штыки русских воинов. После взятия Плевны генерал Скобелев «горько плакал над той самой едва заметной канавкой, рытую пальцами».
В этом скопище тел блуждает смерть. Ее увидел Верещагин.
«...Выполнить цель, которою я задался..., — дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... иначе картины мои будут „не то“.
История Тернера
Первое путешествие художника во Францию едва не оказалось последним. Свирепый шторм сносил все на своем пути. Кораблю невозможно было причалить к пристани Кале. Его бросало как щепку, на мачте поломки. И тогда художник с матросами рискнули и пересели в шлюпку, которую чудом не перевернуло.
От картины веет смертью. Будто сам дьявол затеял свою смертельную игру. Магия пучины, затягивающей в свое чрево. Художник смог передать то, что запоминают люди, погибающие при шторме. Жмись к куску своей скорлупки. Но попробуй выжить. И это на фоне пристани, где идут трудовые будни: рыбачки сортируют рыбу. Кто будет есть рыбу, сортированную в момент гибели моряков? Об этом даже никто не подумает. Жизнь не может обойтись без контрастов, без экспрессии. А живопись может показать один момент, - самый важный для кого-то таким, каким его не увидишь в жизни: действиями героев, светом и цветом, динамикой и статикой.
#живопись #портрет
История Судковского
По настоянию отца, священника, он учился в семинарии. Но была другая мечта. В душе он был художник-маринист (как потом окажется и в истории живописи). И совершить свой поступок готовился несколько лет. К 17 годам, по окончании четырёх общеобразовательных классов, назрело. Наверное, как Высоцкий, он спросил себя: "Где твои семнадцать лет?" Бедный отец! Так в 1868 году сбылась мечта Руфина - он студент Петербургской Академии Художеств. впереди 4 счастливых студенческих года, - время знаменитых педагогов, дерзаний, выставок, конкурсов, споров. На третьем году начались серьезные успехи, и главное признание: пейзажные этюды Руфина Судковского отмечены большою и малою серебряными медалями.
Но наступил 1872 год. У студента Судковского - тяжёлый приступ горлового кровотечения, из-за чего он не смог завершить учебу и получить диплом.
Он боролся с болезнью, ведь мечта ускользала... Он вернулся в Очаков с фанатичным желанием писать этюды берегов Чёрного моря. Испортил десятки полотен - не совсем получалось так, как он хотел, как успел научиться. Как на картине "Море".
...Его ждали тяжелые годы самообучения, несмотря на болезнь.
И получилось тогда, когда он изобразил свое состояние сомнений, метаний, внутренних бурь и штилей.
Вот здесь он несомненно изобразил свои чувства... И достучался до публики, а еще достучался до отца, правда, отец больше доверился не глазам своим, а услышанному разговору в вагоне поезда о его сыне. В 34 ему предстояло покинуть земной мир.
Художники, находясь на волосок от смерти - смогли показать как выглядит жизнь глазами человека, попавшего в беду.
Читайте о художниках:
1.Он вошел в историю как художник , закончивший свой земной путь портретами сумасшедших
2.Мэтт Абраксас - художник, что рисует страсть
Читайте канал "Напиши шедевр". Буду очень признателен за оценку моей работы