Вы замечали, что в состоянии стресса люди делятся на две категории: одни начинают жрать, буквально все, что не прибито, а другие не в состоянии запихнуть в себя даже самую любимую еду? Я отношусь к первым.
Происходит это от того, что реакция на стресс имеет две вариации: у одних в ответ на стресс в организм выбрасывается адреналин, а у других – кортизол. Эти два милых гормона являются антагонистами, и потому действие на мозг оказывают прямо противоположное. Адреналин, попав в кровь, мобилизует внутренние ресурсы, ускоряет реакцию и восприятие, разгоняет обмен веществ и начисто блокирует аппетит. Жаль что действие его весьма кратковременно, а в качестве отката наступает полная апатия и упадок сил. Но голода как не было, так и нет!
А вот кортизол оказывает на организм прямо противоположное влияние. Замедляет восприятие, реакцию и обмен веществ, зато запускает чувство голода, заставляющее человека чувствовать себя хомяком перед зимовкой, единственная мысль которого «жри и запасай!». И пресловутая стрессоустойчивость, о которой нынче столько говорят, сдается мне, основана именно на этом.
Я, к сожалению, отношусь к тем несчастным, которые получают кортизол. Блондинок, которые при ДТП бросают руль и закрывают лицо руками, видели? Вот это я! Более неприятной реакции на стресс, чем у меня трудно придумать! Мозг отключается начисто, наступает ступор и тормоз, а вместо мыслей в голове включается моторчик, который заставляет мои челюсти двигаться, желудок – сжиматься от голода, а мозг – лихорадочно обдумывать «что бы еще сожрать?».
И знаете что? Спустя 12 идиотских ДТП, кучу проваленных экзаменов и миллиарды сожженных нервных клеток я научилась с этим жить. Мысль о том, что мне не жрать охота, а просто уровень кортизола понизить надо, поселилась в моей голове не просто и не сразу, но корни пустила и теперь цветет. Постоянный пост стрессовый анализ, в просторечье называемый «как я могла быть такой идиоткой», постепенно заставил мой маленький мозг запомнить, что в стрессе надо не «бежать-спасаться» и «жрать-запасать», а сесть, успокоиться и быстро выпить настойку элеутерококка или в крайнем случае зверобой, который снижает уровень выброшенного гормона до приличного уровня. А если уж жрать, то чистый, ничем не замутненный белок.
Конечно, в критической ситуации соображать быстрее это не помогает и идиотские ДТП со мной случаются до сих пор, тут уж ничего не попишешь, но зная, что в стрессе я веду себя неадекватно, я приучила себя, накосячив, замирать, зажмурив глаза и считать до 10 (как бы глупо не звучало, но при выбросе кортизола помогает, проверяла на себе) и только потом начинать разруливать ситуацию. А не орать сходу на несчастных мужиков-автомобилистов, виноватых только в том, что не заметили на дороге блондинку на ярко-красном джипе, не хамить начальству в ответ на критику, не кидаться чашками в сына, не бравшего трубку четыре часа. Просто остановиться. И подумать. Когда вы знаете, что вам можно и нужно что-то жрать в стрессе, просто надо как следует выбирать что – становится легче.
Но главное, что дало мне осознание того, что мое странное поведение в критических ситуациях есть не отсутствие воспитания, не психическое заболевание и не шоковый эпатаж, а чистая физиология, так это то, что я перестала ненавидеть себя, а следовательно, заедать стресс.
Я знаю, что происходит и, даже если не контролирую ситуацию, хотя бы пытаюсь минимизировать последствия и снизить негатив. А привычка возить в бардачке машины мясные чипсы или кольца кальмаров, а при домашнем стрессе белок от яйца жевать или курогрудь, позволяет мне не набирать от стресса вес как раньше, а просто занимать челюсти до тех пор, пока снова не включится мозг. Чего и вам очень рекомендую.