Какие они, смыслы, в абстрактном изобразительном искусстве?
Разные. Конечно разные. Вот только как понимать, как относиться к ним, какие выводы делать? Вопросы, вопросы, вопросы.
Закономерно, что, изобразительное видение, рождённое художниками двадцатого столетия и получившее название АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА, породило методы и способы объяснения содержания такого искусства.
И вот здесь, возникает удивительный феномен, имеющий в основе своей некую противоречивую двойственность. Она выражается в том, что, с одной стороны, размышляющий об абстрактном искусстве вполне естественно имеет свою точку зрения на описываемый им образ, с другой же - эта точка зрения, то есть толкование образа, носят настолько субъективный, настолько, подчас, фантазийный характер, что выявление собственно изобразительного аспекта в данных размышлениях - абсолютно отсутствует. На поверхность такого толкования выплывает всё, что угодно: литература, философия, филология, оптические ощущения и совершенно забывается главное – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ, то есть осмысление изображения с точки зрения его изобразительного смысла.
Ведь автор, даже самой мудрёной абстрактной композиции, прежде всего ХУДОЖНИК. Он, мыслит изобразительными категориями, законами своего искусства и, нравится нам это или нет, но контекст остаётся за ним.
Возникает вопрос о логике абстрактного изобразительного видения: есть ли она и что она такое – границы, пределы, характеристики. Вне всякого сомнения, есть. Вопрос - кто и как, её понимает и объясняет.
И тут, напрашивается: в какой мере, в какой степени, поясняющий смысл абстрактного изобразительного образа должен «накладывать» своё представление, своё видение на изображение? Где тот критерий, которого надо придерживаться и та грань, через которую переходить нежелательно?
И в этом контексте, анализ абстрактного образа, требует большого эстетического, художественного вкуса, великолепного знания этого ЯВЛЕНИЯ, наличия таланта для его объяснения.
НО, МОЖЕТ БЫТЬ Я НЕ ПРАВ. НЕ ЗНАЮ. Я ВСЁ – ТАКИ РАБОТАЮ С ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ И МОЙ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ БАГАЖ РАССЧИТАН НА ОБЩЕНИЕ С НИМИ.