Найти тему
Сталкер

"Жила-была одна баба". Шокирующий фильм от автора "Белорусского вокзала"

Появление в 2011 году фильма "Жила-была одна баба" от Андрея Смирнова, автора знаменитого и всеми любимого "Белорусского вокзала", режиссёра, снимающего очень редко, стало событием в современное, скупое на мастеровитое кино время. Созданная на его основе пятисерийная, расширенная версия картины идёт сейчас на Первом канале телевидения и, как минимум, стоит внимания. И, думаю - понимания.

История в фильме начинается в 1909 году и заканчивается в 1921-ом, в Гражданскую войну. Смирнов уже снимал на тему революции в начале своего творческого пути - короткометражную новеллу "Ангел" из цикла "Начало неведомого века" (1967 год), но она, как и новелла оттуда же великой Ларисы Шепитько "Родина электричества", была запрещена тогдашней цензурой и показана широкому зрителю только в 1987 году. Настолько "Ангел" ошарашил жесточайшим, натуралистичным описанием времени Гражданской войны и её не официозным вИдением.

"Жила-была одна баба", пожалуй, шокирует происходящим на экране не меньше, а то и больше.

Вообще, кинокартин, настолько сурово описывающих жизнь крестьянства трудно припомнить в нашем кинематографе. И, что очень важно - быт Тамбовщины, где происходит действие, показан здесь чрезвычайно детально и вкрадчиво. Весь фильм идёт на коренном тамбовском наречии, а подробный рассказ о местных традициях и обрядах интересен особо и вызывает уважение к авторам фильма. Которые нескольких лет работали в архивах, изучая диалектные и этнографические особенности тамбовцев.

А в целом (и в частностях тоже) получилось описание жизни русской деревни первой четверти 20 века невиданного доселе уровня и силы.

Да, народ показан почти чернушно (с употреблением самогонки, например, большой перебор, на мой взгляд), но с такой болью и состраданием к людям, что многое в фильме надо простить. Особенно сочувствия заслуживает главная героиня - Варвара (очень подходящая по внешности роль для Дарьи Екамасовой, между прочим). Её по-настоящему жалко на протяжении всего фильма. Но не только жалко. Несмотря на свою абсолютную неграмотность и природную глупость, убийственную судьбу, поражает то, как она всю свою тяжкую жизнь сохраняет веру в высокие идеалы и высшую справедливость. И ох, как "чяжело" ей...

-2

Но абсолютно чёрной картину назвать нельзя. Даже образ семьи кулака-мироеда Баранчика (в блистательном исполнении Романа Мадянова) мазан далеко не одной краской. Особенно неоднозначен муж главной героини Иван. Грубость и жёсткость у него вполне уживается с заботливостью о жене - дарит её серьги, берёт вину за погибшую по вине Варвары лошадь на себя, уводит её от расправы родственников после смерти отца...

В середине повествования паломники, говоря о невидимом граде Китеже осознают и сожалеют о греховности своей и народа, относя нарождающиеся глобальные беды как возмездие за неправедную жизнь. "Китеж тот невидим будет, пока от зверства своего не отступим" - говорит странник Александр (хорош тут Максим Аверин), убивший ранее жену из ревности.

-3

Но и чрезмерное уничижение народа здесь пропесочено. Персонаж Алексея Серебрякова (а в такого персонажа сейчас превратился и сам талантливый артист) вещает "правду-матку": "где они добрые люди? Подыхать будешь - никто корки не подаст, ещё и в яму подпихнут", при этом уплетает похлёбку, которую подал ему добрый человек. И, проявляя доброту сам, босым пашет землю соседке под посев зерна, полученным Варварой ради выживания её семьи от ещё одного доброго человека.

Этот ещё один добрый человек - вызывающий особую симпатию деревенский священник отец Еремей (его играет прекрасный советский актёр Всеволод Шиловский) со своей тихой прагматичной мудростью.

Ошарашивает беспощадное описание тамбовского крестьянского восстания и особенно - его жесточайшее подавление и взаимный террор. Хотя, как говорят историки - в реальности было ещё страшнее. Режиссёр признавался, что не стал переносить на киноэкран самые ужасные моменты восстания, так как: «люди ходят в кино не для того, чтобы после повеситься».

Чернеющее после расстрела любимого человека лицо Варвары в конце фильма - один из самых впечатляющих кадров современного кино.

-4

Фильм настолько силён по воздействию, что закадровое музыкальное сопровождение, обычно служащее усилению визуального ряда, в нём почти отсутствует за ненадобностью. Появляется лишь в самом конце, при символически показанном потопе, затоплении деревни. Затопленной, словно град Китеж.

Ибо, по преданию, по пришествии антихриста, в невидимом подводном Китеже только и может укрыться чистый душой человек.