Подробно описывать происходящее вокруг горы Куштау, что в Башкирии неподалеку от города Стерлитамак, я не стану. Никогда не был в этом регионе и маловероятно, что в ближайшее время положение изменится. Близких знакомых оттуда у меня также нет. Все, что я знаю – исключительно из интернета. Поэтому вводную информацию дам предельно кратко, а если желаете подробностей – любой поисковик в помощь.
Итак, Куштау (буду называть ее горой, а не шиханом, мне так привычнее). Входит в список геологического наследия всемирного значения «GEOSITES». На ней произрастают растения, обитают животные и птицы, внесённые в «Красную книгу». Здесь обнаружены ценнейшие памятники археологии: селище Куш-тау (Южное), стоянка Куш-тау (Западная) и так называемый «Куштауский клад» эпохи бронзы.
На беду горы, в ней кроме всех этих чудесностей много самого прозаического известняка, сырья для производства соды. Потому на нее давно положила глаз «Башкирская содовая компания». Противостояние между руководством БСК и местными жителями идет не первый год, но поначалу все было довольно буднично.
Губернатор Башкирии Радий Хабиров дал отмашку на превращение горы в карьер. Удобным аргументом послужило сохранение рабочих мест для сотрудников АО «БСК». «Я никогда не соглашусь оставить без работы тысячи людей. Бесполезно меня ломать, выкручивать, подкупать журналистов, националистов», - сказал Хабиров в прошлом году в ответ на первые, еще робкие акции протеста. (Тут ничего нового. Все истинные патриоты прекрасно знают, что каждый протестующий в России обязательно куплен. Чаще всего госдепом.)
В августе этого года борьба перешла в горячую фазу. Действительно горячую. Еще раз: за подробностями – в новостную ленту. Копипастить не вижу особого смысла. Остановлюсь только на одном моменте, а потом предлагаю поразмышлять над итогами. Окончательными или промежуточными – кто знает…
Момент мне показался примечательным вот какой. В группе лиц в гражданской одежде, прибывшей к горе, чтобы учинить расправу над разбившими палаточный городок защитниками Куштау, выявились любопытные персонажи. Глава Ишимбайского района Азамат Абдрахманов, а также несколько представителей региональных властей. Решили лично продемонстрировать удаль молодецкую. Почему бы не воспользоваться многократным численным превосходством: благо на тот момент среди защитников лагеря было всего 13 мужчин.
После этого в Ишимбае прошли митинги за отставку Абдрахманова, а вот что касается региональных чиновников… Когда Хабирову предложили принять к ним меры, он гордо ответил: «Вы же своих не сдаете? Я тоже!». Рыцарь без страха и упрека, так сказать…
Любопытно, понимает ли губернатор, что его подчиненные грубо нарушили закон? Должен понимать, разумеется. Но я даже не об этом. То, что многие чиновники живут по особым законам, ни для кого не секрет. Я акцентирую внимание на слове «своих».
Хорошо, подчиненные для губернатора свои, принято. Он их не сдаст. Не сдаст, получается, чужим? А кто они, чужие? Народ Башкирии? Довольно странно, не так ли? Хотя «странно» - это не совсем точное слово, наверное.
Но, возможно, Хабиров имел в виду несколько иное разделение. Чужие – это защитники Куштау. Свои – те, кто на стороне «Башкирской содовой». Как вам кажется, это сильно лучше? Глава субъекта Российской Федерации разделил народ на две категории. На своих и чужих. Гротескность ситуации зашкаливает. Такое впечатление, что читаешь социальную фантастику в стиле антиутопии. Или… Я отстал от жизни и это уже не фантастика, а вполне себе реальность?
Теперь к итогам. К условному хэппи-энду. Тот самый Хабиров обратился в Минприроды с предложением присвоить территории горы Куштау статус «особо охраняемой». В министерстве уже успели одобрить предложение.
Все замечательно? В кои-то веки у сказки счастливый конец? Кричим «ура!» и запускаем салюты? Ну, во-первых, поживем – увидим. Вполне может оказаться, что со стороны властей это всего лишь временное отступление или обходной маневр.
А во-вторых… То, что людей наконец-то услышали – это просто здорово. Без всякой иронии говорю. Но почему, почему их услышали только после того, как они начали ложиться под гусеницы бульдозеров? Неужели нет другого пути? Такое впечатление, что люди обязаны пройти неслабый квест, чтобы просто быть услышанными. Преодолеть стадии игнора, избиения, задержаний, обвинений в продажности, сепаратизме и черт знает, в чем еще... Если на одном из этих этапов ты сломался – значит, на твое мнение не стоит обращать внимание. Ты недостаточно сильно хотел быть услышанным.
Вы думаете, я только про власть говорю? Да бог с ней, с властью. Люди. Люди не желают слышать других людей.
А башкиры молодцы!