Получила комментарий под одной из статей.
Человек пишет о том, что ребёнок бросается камнями. И если на даче они ему для этого ведро дали, то в городе с вёдрами как-то не очень. А бросаться камнями не безопасно. Как для окружающих, так и для себя.
Что делать?
Про мой вариант решения этой проблемы напишу в конце.
А сейчас про нечто подобное у сына.
Для начала, мне не кажется, что бросание камнями — это нежелательное поведение. Я бы назвала этот процесс именно нежелательным интересом.
Поведение, это когда лезет, куда нельзя, бежит на дорогу, и неверно реагирует. Здесь же постоянное действие, которое привлекает ребёнка.
И в своей системе восприятия аутизма такое я называю именно интересом.
Самый жуткий интерес подобного рода у нас был с огнём.
Начался, когда Грише было 5 лет.
Мы, как и все, использовали в дыхательных упражнениях свечки. И вдруг в один прекрасный момент сын решил посмотреть, как горит бумага. И понеслось.
Донеслось до того, что мы прятали все зажигательные предметы. А однажды он один из них обнаружил и поджёг у себя в комнате бумагу. Благо хватило мозгов позвать и показать, что что-то идёт не так.
Не смотря на наказание интерес к огню у него всё равно остался. Потому что, где бы он ни обнаруживал зажигательные предметы, он пытался их присвоить и немедленно что-нибудь поджечь и посмотреть, как оно горит.
Когда проблема стала очевидной, я начала думать в конструктивном русле, а не в деструктивном запретительном, учитывая, что оно, это русло, не помогало.
И додумалась до следующего.
Грише нравится смотреть на огонь. Значит, будем смотреть на огонь вместе. Огонь — это опасно. Значит, надо обезопасить процесс смотрения. И следующий раз, когда Гриша проявил желание что-то поджечь, я взяла это что-то (лист бумаги), взяла Гришу и повела на кухню, показала глубокую металлическую миску, которую поставила в раковину прямо под кран, положила в неё лист бумаги, включила воду и пустила её сбоку, и сказала, что вот теперь можно поджигать. И Гриша радостно поджёг лист бумаги. Он сгорел. Я предложила полить водой пепел.
Мы подожгли ещё несколько листов бумаги. И я объясняла сыну, что бумагу можно жечь, только вот так и только со взрослыми и только здесь.
Не знаю, понимал ли он.
Но прошло ещё несколько эпизодов, когда он был застигнут за подготовкой к поджиганию без родителей. То есть миску поставил, бумагу положил и спички приготовил и даже воду включил.
Только вот взрослого забыл позвать.
Я не ругала, повторяла, что надо обязательно вместе.
В последующие разы он уже звал.
Постепенно интерес сошёл на нет.
И спички больше не вызывают никакого интереса. А мы в гостях не нервничаем ещё и поэтому поводу (других более чем достаточно).
Что это за процесс, который был создан для ликвидации безумия с огнём, я не знаю.
Наверное, есть этому какое-то нормальное научное называние. В какой-нибудь из наук.
Но для себя я это понимаю так: если появился какой-то стойкий совершенно неадекватный интерес у ребёнка (а в нашем случае ещё и очень опасный) и, если запретить его не получается (многие запреты он отлично понимает и исполняет), то
- этот интерес надо локализовать,
- превратить в деятельность с определёнными правилами:
- где,
- как,
- когда,
- с кем.
- Хочу смотреть на огонь?
Нельзя.
- Нет, хочу смотреть на огонь.
Хорошо.
Можно.
Где?
- На кухне.
Как?
- В миске с льющейся водой.
С кем?
- С одним из взрослых.
У нас не было -когда-, но тогда у нас и расписания толком не было. А вот сейчас я бы вписывала этот огонь в расписание.
И логично, что с камнями в комментарии я бы купила мячики или, если важны именно камни, то нашла бы похожие на камни мячики или сделала бы из папье-маше что-то похожее на камни с утяжелением внутри. И начала бросать камни с ребёнком в отведённом для этого месте, определённым образом, в определённое время и конечно же вместе. И дала бы этому название. Например -Камни-.
И в моменты, когда ребёнок в неположенном месте пытался бы совершать эти действия, я бы говорила, что -Камни- у нас тогда-то и тогда-то, а сейчас -Камни- нельзя. Не просто — нельзя. А именно вот так. Ребёнок должен знать, что вообще бросать камни можно, но не сейчас.
Итак.
Нежелательные интересы.
Не можешь победить?
Возглавь.
Удачи вам и терпения!