Довольно часто и неоднократно по данному вопросу я закусывался с хейтерами здесь на своём канале в комментариях после какой-нибудь очередной публикации о паровозах. Уж больно режет им слух вот это слово - "товарный". Постоянно критикуют меня в комментариях за это, пытаются поправлять, а некоторые даже и очернить, мол писал человек неграмотный, который вообще как говорится не в "теме" и к железной дороге отношения никакого не имеет.
Но мои старые и преданные подписчики прекрасно знают, что автор канала "Заповедная магистраль" (на котором уже почти две сотни публикаций) в "теме" и является потомственным локомотивщиком уже в 3 поколении на Бологое-Полоцкой дороге (участок Бологое-Великие Луки). А помимо этого ещё хорошо общается с такими знатоками железнодорожного дела, паровозов как Алексей Вульфов (автор книги "Повседневная жизнь российских железных дорог") и Леонид Макаров (Автор книги "Паровозы серии Э").
Мои оппоненты всегда начинают свои утверждения с того, что согласно ПТЭ (Правилам технической эксплуатации) все поезда делятся сегодня на грузовые и пассажирские. Да это так, не спорю, но в своих публикациях на канале я веду речь не о скучных и сухих выдержках из инструкций, а о локомотивостроении и машинах прошлого - паровозах. Именно поэтому ПТЭ здесь упоминать считаю совсем неуместным.
Во-вторых, как в кинохронике о паровозах, так и литературе об этих машинах я неоднократно встречал словосочетания "товарный паровоз", "товарный поезд", "товарный вагон", "товарная станция" (например Москва-Товарная). Не верите мне на слово? Тогда смотрите дальше всё сами. Ниже представлены выбранные мною иллюстрации из книги "История грузовых железнодорожных перевозок в России XIX-XX века".
По своей сути термины "товарный" и "грузовой" это не что иное как слова синонимы. Но стоит здесь отметить, что товар это понятие качественное, а груз - количественное, обезличенное. Но общая смысловая нагрузка в итоге остаётся одна и та же. Вы согласны со мной? Я же не сказал к примеру о том, что паровоз серии Л является маневровым или пассажирским, что в корне будет неправильным. Характер выполняемой работы будет отражен верно в любом случае, скажи ты хоть "грузовой" это паровоз или "товарный".
Расставим все точки над этим вопросом окончательно
Но я пошёл ещё дальше, чтобы добраться до истины и обратился к трудам такого известного и авторитетного человека, автора серии книг о локомотивах, как Виталий Александрович Раков.
Я просто взял да и открыл содержание одной из его книг, имеющейся на полке в моей домашней библиотеке. И вот что я там увидел:
А теперь смотрим дальше:
Интересно, не правда ли? Вот и я о том же. Оказывается позже, в советский период времени, термин "товарный" действительно вышел из употребления и так уже старались не говорить. Хотя в советской кинохронике термин "товарный" паровоз я неоднократно слышал. Может диктор не изучил до конца суть вопроса?
Мы все были правы в определённой степени, называя паровозы "товарными" или "грузовыми". Вся сколь существенная разница в терминологии сводится лишь к тому, что если мы говорим о паровозах царской России дореволюционного периода постройки, например серии Од - то правильным будет называть этот паровоз именно "товарным".
А если речь идёт о паровозах более ранней постройки времён СССР, то нужно говорить "грузовой" паровоз серии такой-то, скажем Эр.
Или "грузовой" паровоз СО (Серго Орджоникидзе).
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram