О сериале «Семнадцать мгновений весны» в моём блоге говорилось немало. Несколько раз я знакомил читателей с отзывами западных зрителей на этот фильм. Иногда зрители были не рядовые – представители академической сферы, которые избрали знаменитый советский фильм предметом своего научного интереса. Естественно, трудно было ожидать такого же внимания к сериалу «ТАСС уполномочен заявить». По степени популярности создание режиссёра Владимира Фокина, пожалуй, уступает многосерийному фильму Татьяны Лиозновой. Хотя тема не менее благодатная. Есть, где разгуляться западным русистам и советологам. В основание фильма положен роман того же автора – Юлиана Семёнова. Здесь тоже шпионы сражаются против разведчиков. Противостояние СССР и Запада в период Холодной войны. Напряженный сюжет. Зрители пересматривают его до сих пор.
Но вот фортуна улыбнулась мне. Безбрежный океан интернета вынес на берег познания весьма любопытную статью, написанную в 2016 году американским профессором. Статья целиком посвящена сериалу «ТАСС уполномочен заявить», и, как водится в подобных случаях, начинается с длинного введения, которое я пропускаю.
Об авторе, Джонатане Людвиге, в справке сказано, что он профессор со 25-летнем стажем преподавания в нескольких американских университетах. В его послужном списке курсы обучения русскому языку, программа по русской литературе, научные статьи по теме «русских исследований». Сфера научных интересов его также простирается до Юго-Восточной и Центральной Азии, включая Китай и Афганистан (в статье этот интерес также заметен). От себя добавлю, что статья Джонатана Людвига, на мой взгляд, не выглядит результатом какого-то изощрённого исследования узкого специалиста. А больше похожа на первое знакомство с предметом, попыткой обозначить подходы – как западному гуманитарию надлежит подступиться к этому сериалу.
Представляю первую часть.
ТАСС уполномочен разоблачить
автор: Джонатан Людвиг (Jonathan Z. Ludwig), американский профессор; фрагменты статьи «Images and Image-Making in TASS is Authorized to Announce» (Производство образов в сериале «ТАСС уполномочен заявить»). Из сборника научных статей «Холодная война и телевизионные развлечения», Кембридж, 2016 г. (The Cold War and Entertainment Television, ed, Lori Maguire, Cambridge, 2016).
Перевод – А.С. / ссылка на английский текст
…Фильм «Семнадцать мгновений весны» много обсуждался в специальной литературе, и, значит, может послужить удобной отправной точкой в этом эссе. Роман Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить» был экранизирован и показан ещё в бытность председателя Гостелерадио Лапина, однако не вызвал столь же масштабного интереса в академической сфере. Фрэнк Эллис описывает оба сериала как «эскапистские» - обвинение, которое можно выдвинуть против большинства телевизионной продукции и которое трудно назвать справедливым в отношении обоих сериалов. С другой стороны, Ричард Стайтс, называя этот сериал «антиимпериалистической трепотнёй», оказывается много ближе к истине, так как сложный и запутанный сюжет в некоторых моментах проследить непросто.
Основной сюжет довольно прозрачен: Соединенные Штаты поддерживают одну сторону, Советский Союз – другую в прокси-войне в стране третьего мира. В реальности подобное регулярно случалось в Африке, Центральной Америке, Азии и прочих местах, пока не произошёл распад Советского Союза. Это обстоятельство создаёт ощущение реальной истории и придает ей явное манихейское разделение, отсутствующее в «Семнадцати мгновениях весны». Согласно автору, СССР пытается спасти народную революцию в третьем мире от контрреволюционных сил во главе с материалистическим Западом, а именно Соединенными Штатами. США находятся в союзе с Китайской Народной Республикой, которая, как известно, пошла собственным путем после советско-китайского разрыва в I960 году.
Что делает историю такой запутанной, так это сочетание трёх элементов, объединенных исключительно связью с ЦРУ. Во-первых, Юлиан Семёнов решил увязать с нацистским прошлым события романа, которые происходят в конце 1970-х годов; он утверждает, что Соединенные Штаты используют бывших нацистских деятелей для выполнения грязной работы в Африке, а именно для обучения солдат повстанцев. Во-вторых, связь ЦРУ с торговлей наркотиками в Юго-Восточной Азии, и здесь не обошлось без участия Китая в 1960-70-х годах – автор настаивает, что всё это связано с махинациями в Нагонии (Африка). Последнее обвинение до сих пор носит спорный характер. Несмотря на это, Советский Союз легко в это обвинение поверил.
К слову, роль авиакомпании «Air America» в лаосской торговле наркотиками остается предметом споров, при этом некоторые утверждают, что любая перевозка незаконных товаров осуществлялась без ведома «Air America». Какой бы ни была правда, она нам неизвестна. Пока соответствующие документы ЦРУ не будут рассекречены полностью, обвинения останутся отправным моментом, на котором базируется «ТАСС уполномочен заявить».
Что касается первого элемента (отсылка ко Второй мировой войне) – это явная попытка возродить ностальгическое чувство, которое читатель или зритель естественным образом испытывал бы во время чтения / просмотра «Семнадцати мгновений весны», - правда, и этот момент остается под вопросом.
То, что Соединенные Штаты привлекали нацистских ученых для работы над ракетной программой, хорошо известно – операция называлась "Скрепка" (Paperclip). В Советском Союзе также была своя команда нацистских ученых, выполнявших ту же роль. Вышеназванная связь представляется ещё более слабой, особенно после выхода в декабре 2008 г. отчета Департамента юстиции под названием «Поиски ответственных за Холокост» (Striving for Accountability in the Aftermath of the Holocaust).
В отчете действительно указывается на то, что, по меньшей мере, три бывших нациста служили в ЦРУ: двое сразу по окончании Второй мировой войны, находясь за границей, однако сотрудничество с ними прекратилось после их переезда в США. Также рассматривались лица из числа перемещённых советских граждан, подходящие для вербовки ЦРУ. Примечательно, что в ходе дальнейшего расследования не было найдено свидетельств того, что Советский Союз «приукрасил или сфабриковал» доказательства в отношении подозреваемых, хотя Советы были заинтересованы в пропагандистском эффекте. В одном случае они даже предоставили оправдательные улики, что привело к отклонению обвинений.
Итак, мы видим неуклюжую попытку напомнить своим зрителям о роли Советского Союза в «Великой Отечественной войне» (кавычки автора статьи) и одновременно обвинить Запад в намерении заключить сепаратный мир, следствием которого должно было стать продолжение войны между Гитлером и Сталиным до полного их взаимного уничтожения. Обвинение, которое, по словам Сталина, привело к отсрочке Дня «D» - высадки союзников в Нормандии. Стремление поиграть на ностальгии также заметно в выборе Вячеслава Тихонова, - актера, сыгравшего Штирлица, - на роль генерала КГБ Константина Константинова, раскрывающего шпионский заговор в фильме «ТАСС уполномочен заявить» и таким образом спасающего ситуацию.
Третий ключевой элемент в сюжете «ТАСС уполномочен заявить» не столь противоречивый или слабо связанный. Советского дипломата Александра Огородника шантажировала колумбийская разведка, в результате он был вынужден шпионить за Москвой. Вернувшись домой, он продолжил службу в советском Министерстве иностранных дел, - с этого момента ЦРУ берёт на себя оперативное руководство. Работал Огородник под псевдонимом TRIGON – снимал секретные советские документы миниатюрным фотоаппаратом. В 1977 году его схватили, но он умудрился откусить кончик авторучки, - подарок от ЦРУ, - раздавив зубами спрятанную в ней ампулу цианида. Кодовое имя Огородника и преждевременный финал агента – с советской точки зрения – органично вплетены в сюжет мини-сериала.
Резюмируя сюжет «ТАСС уполномочен заявить», Ричард Стайтс отмечает, что «речь идёт об африканском революционном государстве, которому угрожают контрреволюционеры, специализирующиеся на ужасных пытках и пользующиеся помощью ЦРУ, военно-промышленного комплекса США и «крота» в Советском Союзе». Конфликт сосредоточен вокруг небольшого вымышленного африканского государства Нагония, недавно освобожденного от колониализма и находящегося под защитой России. Нагонии грозит вторжение со стороны «культурных» сил Марио Огано, креатуры ЦРУ и китайского правительства. Армия, возглавляемая немецкими (нацистскими) наёмниками, - «неофашистами» на советском жаргоне, - препятствует доставке товаров первой необходимости в Нагонию, повышая риск нестабильности нового правительства. В соседнем Луисбурге американские коммерческие интересы, американский военно-промышленный комплекс, и тайные агенты ЦРУ, пытаются сорвать миссию полевого агента Виталия Славина, которого КГБ направило для расследования ситуации и поиска способа предотвратить вторжение.
Шифровки курсируют между Москвой и Луисбургом, Вашингтоном, и «кротом» ЦРУ под оперативным именем ТРИАНОН, скрывающимся в столице России. По мере развития сюжета, носители секретной информации погибают или пропадают, включая невесту ТРИАНОНа, которую тот убивает, когда она начинает подозревать в нём агента ЦРУ. Во время своего задержания ТРИАНОН кончает жизнь самоубийством в точности, как шпион Огородник / ТРИГОН в реальной истории. Славин понимает, что всё складываются против него – вторжение приближается, а резидент ЦРУ устранил тех, кто мог предоставить доказательства. В Московском центре сотрудники контрразведки ломают головы над разгадыванием улик и секретных кодов, пытаясь продвинуть расследование, невзирая на смерть ТРИАНОНА, поймать агентов ЦРУ с поличным и тем самым предотвратить вторжение. В результате успешной операции КГБ, ТАСС публикует информационный бюллетень, в котором разоблачается заговор ЦРУ – и операция срывается.
Как и в случае с «Семнадцатью мгновениями весны», коллизия фильма «ТАСС уполномочен заявить» разрешается путем обнародования официальной информации. Бытует мнение, что Юлиан Семёнов ближе других советских писателей подобрался к созданию своего собственного Джеймса Бонда, но всё это очень далеко от Джеймса Бонда…
Было бы уместнее сравнить этот и другие романы Юлиана Семёнова с произведениями Джона Ле Карре. Как пишет Ле Карре в финале "Русского дома”, “шпионаж это всегда ожидание", и в книгах Семёнова очень часто присутствует ожидание развития событий. Здесь мы снова видим влияние Андропова, который хотел, чтобы романы Юлиана Семёнова были написаны ближе к реальности, чем к вымыслу. Если вы хотите раскрыть вражеского шпиона, вам придётся много и методично работать, плюс вам должно немного повести. Вы должны остановить, но не ликвидировать противника, не устранять всех вражеских агентов. Иногда лучше оставить их на месте, понаблюдать за ними, позволить им действовать в контролируемых условиях… Это работа контрразведки, а вовсе не Джеймса Бонда.
Это совсем не означает, что данный мини-сериал предназначен исключительно для головного мозга. В отличие от экранизации романа «Шпион, выйди вон!» (Tailor, Soldier, Spy), выпущенной Би-Би-Си в 1979 году, как и киноверсии, снятой в 2011-м, - в обоих фильмах обнаружение «крота» происходит путем тщательного выявления и осторожных действий, - «ТАСС уполномочен заявить» не стесняется дополнять «интеллектуальные» сцены некоторой долей экшена. Стайтс в заключении пишет, что «сюжет глуп, а персонажи картонны, но Юлиан Семёнов придает им мотивацию и действие. Играя с советскими читательскими привычками, воспоминаниями и чувствами, он умело сочетает знакомое (отсылки к Хемингуэю и гражданской войне в Испании, женщины-злодеи и образованные полицейские) с возбуждающими элементами нового (экзотика, зверства, лёгкий секс, некоторая социальная критика)». Такие элементы как, например, взрыв на борту корабля, несущиеся автомобили, рукопашный бой и роковая женщина Пилар, которая в одной из сцен ходит в довольно откровенной ночной рубашке, несколько рискованной для советских времен. Впрочем, она действительно олицетворяет «западного человека» и весь вытекающий из этого понятия декаданс. Более того, сериал «ТАСС уполномочен заявить» сопровождает электронная и рок-музыка, которая в фильме играет важную структурообразующую роль.
другие мои статьи и переводы: Штирлиц под колпаком у западного зрителя / Немецкий профессор о Штирлице - первая и вторая и третья часть / Вивисекция культурных героев / Что значит "родное кино"? / Наши фильмы разучились говорить / Леонид Марков в фильме "Остров сокровищ" / "Нью-Йорк таймс" о советском кино в 1982 году / Следствие по делу о Знатоках / Жеглов - моя фамилия / Тихонов против Тихонова / Эдгар По на советском экране / Английская пресса о советском кино в 1983 году / Американский критик о фильме "Десять негритят" / "Пираты ХХ века": что думают о фильме американцы / А точно ли это Шерлок Холмс? / Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть / О фильме "Взорвать Гитлера" / Кайдановский против Ливанова: альтернативный Шерлок Холмс - 1 часть, 2 часть / и т.д.