Найти в Дзене
OVER 9000

Чем опасна "пшикающая" пробка бензобака и как это исправить

Оглавление

Вопрос насколько распространён, настолько и раскрыт лишь поверхностно - сотнями одних и тех же повторений в интернете. Но ведь согласитесь - типичный ответ с форумов про "проверяй вентиляцию бака" ясности не сильно добавляет, не правда ли? Поэтому, сегодня будут человеческие объяснения и даже личный пример. Итак.

В чём причина шипения пробки?

В избыточном давлении паров бензина в баке. Но это и так понятно. А вот происходит это действительно из-за неисправной той самой системы вентиляции.

Очевидно, что топливный бак - резервуар герметичный. По большому счёту, он имеет только два выхода "в мир": это заливная горловина и топливные магистрали к мотору (подача и "обратка"). И всё бы хорошо, если-б не одby момент. В процессе поездки температура внутри бака изменяется - как в большую, так и в меньшую сторону. И конечно, с запуском мотора она неуклонно ползёт вверх. Что происходит с парами топлива, находящимися внутри? Правильно - их объём по всем законам физики увеличивается. И чтобы компенсировать увеличивающееся давление, изобрели такую вещь как система вентиляции топливного бака.

простейшая схема вентиляции бака с адсорбером (кадр из ролика ниже)
простейшая схема вентиляции бака с адсорбером (кадр из ролика ниже)

Куда выводятся пары вентиляцией?

Аккурат в систему питания двигателя. Другими словами, горючие пары дожигаются в цилиндрах, будучи подмешанными в воздух с улицы. В итоге, одни плюсы: и бак не разрывает, и экологи не орут - что в и без того грязную атмосферу спускают ещё и топливные пары. Впрочем, если разобраться - двигатель на дровах уже сам по себе давно должен быть на свалке истории.

Так откуда тогда "пшик" при откручивании?

Со временем система вентиляции бака засоряется и перестаёт пропускать пары из бака во впуск. В большинстве случаев виной тому уставший и до упора забитый грязью адсорбер топливных паров. Это такая штука, которая стоит на пути газов из бака в двигатель, и пропускает их через себя, отделяя (адсорбируя) жидкую составляющую (бензин). А очищенные от жидкой составляющей пары топлива уже идут дальше во впуск. Подробно об этом устройстве я уже рассказывал и повторяться не буду. Скажу лишь, что когда девайс засоряется сам, или перестаёт работать клапан подачи паров во впуск, в баке формируется избыточное давление. Выход которого и слышен при отворачивании крышки на заправке.

забитый адсорбер вживую (кадр из ролика ниже)
забитый адсорбер вживую (кадр из ролика ниже)

Чем может быть чревато?

Бак лопнет вряд ли, а вот неправильная работа двигателя вполне вероятна. Дело в том, что блок управления двигателем изначально рассчитан на подмес газов из бака. И когда этих самых газов по факту не оказывается в должном объёме, мотор начинает сбоить. Обычно всё начинается с нестабильных холостых оборотов, и любимого "чек энджина", а в запущенных случаях машина начинает откровенно "подтупливать" и в движении.

К слову, крышка бензобака тоже не так проста. Там есть подпружиненный клапан, который позволяет воздуху проходить в бак, но не выходить обратно. Для того, чтобы бак не сжимался от разрежения - например в холодное время года, при интенсивном остывании после поездки. А иногда с этой целью даже делают отдельный атмосферный канал вентиляции со своим фильтром.
-3

Как чинить?

Чистить вентиляцию. Конкретные инструкции в общей статье приводить смысла нет, но общие принципы работы системы вентиляции бака универсальны для абсолютного большинства машин. Подробно я всё показал ниже, на примере одного из распространённейших автомобилей: