В своей прошлой статье, посвященной вопросу возрождения Харьковского авиационного завода, я высказал мысль, то Китай не станет инвестировать необходимый миллиард долларов. Логика была такая - Пекин уже пытался получить полный доступ к "Мотор Сич", однако получил резкий отпор от США. Заход в Харьков мог стать хождением по граблям, с той же реакцией Запада.
Однако ознакомившись с различными мнениями, кажется вполне логичным, что именно Китая и станет главным бенефициаром потенциального возрождения Харьковского авиационного завода.
Заявление о необходимых инвестициях прозвучало от президента инвестгруппы DCH Group Александра Ярославского. Согласно его плану, 100 млн пойдет на выплату долгов. Полмиллиарда на достройку уже начатых самолетов. Остальное на некое абстрактное развитие.
Впору цитировать Козьму Пруткова - все красиво на бумаге, да забыли про овраги. Никто не спорит, что спасать завод надо, но предлагаемый план похож на утопию.
Дело в том, что согласно версии украинских СМИ, лишнего миллиарда у DCH Group. Столь крупные инвестиции не пойдут в никуда, без возможности отбить деньги. Данное заявление скорее нагнетание обстановки, что надо спасать любой ценой, и неважно как.
И второй момент. Тот же самый Ярославский недавно договаривался с китайской компанией Skyrizon о продаже акций "Мотор Сич". Skyrizon уже имеет почти 10 процентов акций, но амбиции гораздо больше.
Не секрет, что основной мотив Пекина - это советские наработки в двигателестроении. У Китая не так хорошо получается создавать свое, поэтому приходится искать знания извне.
Украина же известная житница - ракеты Х-55, авианесущий крейсер "Варяг" и еще несколько десятков наименований - это те наработки СССР, которые Киев продал. С обладанием "Мотор Сич" возникла накладка, но это не значит, что Китай не пойдет с другого хода.
Отсюда и напрашивается вполне логичный вывод - спасать Харьковский авиационный будут на китайские деньги. И под предлогом "возрождения авиастроения Украины", просто не оставят выбора.
Да, это будет дороже и дольше. Но это явно стоит такого внимания. ХАЗ - это самый крупный и главный получатель двигателей "Мотор Сич". Так что как хозяин ХАЗа скажет, то "Мотор Сич" и сделает.
Если эту сделку провернут, то, возможно, в Киеве и не сразу поймут, как все авиастроение Украины оказалось в руках Китая. Я, в свою очередь, скромно напомню, что если наши соседи не разрывали кооперацию с Россией, такие интересные сценарии даже не придумали бы.