(Исаия 9:8-10:4)
Божий суд ясно виден в четырёх частях, составляющих этот раздел. Каждая часть заканчивается всё время повторяющимся рефреном: «При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта».
НАДМЕННОСТЬ ЕФРЕМА (ИЗРАИЛЯ) (9:8–12)
«Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: "Кирпичи пали — построим из тёсаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами". И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: сирийцев — с востока, а филистимлян — с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта» (9:8-12).
Раздел начитается так: «Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля» (ст. 8). Это можно перевести и как совершившееся действие: «Слово послал Господь на Иакова, и оно сошло на Израиля». На языке оригинала «слово» занимает эмфатическое положение. Оно подразумевает «событие, случай, происшествие» (Освальт). Что-то должно скоро произойти в Израиле.
В стихах 8 и 9 северное царство названо тремя именами — «Иаков», «Израиль» и «Ефрем», — а также фразой «жители Самарии». Главными источниками греха Израиля были его гордость и надменность сердца. Они не усвоили урока, что «погибели предшествует гордость, а падению — надменность» (Прит. 16:18). Превознося свою мудрость и отказываясь следовать мудрости Божьей, израильский народ сам навлекал на себя погибель.
Об их надменности свидетельствует стих 10. Они хвастались, что, какое бы ни было разрушение, они отстроятся, используя для этого ещё лучшие материалы.
За эту греховную гордость Господь наведёт на них суд (ст. 11). С востока и запада их окружат враги. Остаток Сирии («сирийцы»; ст. 12), которая была их надёжным союзником, тоже станет их врагом. Но даже после всего этого Божий гнев от них не отвратится, и рука Его всё ещё будет простёрта на них. Можно было бы подумать, что Израиль усвоит урок и обратится к Богу в покаянии. Но они не сделали этого. Поэтому Божий суд продолжился. И всё же Бог обещает «времена отрады от лица Господа» для тех, кто покается (Деян. 3:20).
ОТСЕЧЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:13–17)
«Но народ не обращается к Бьющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечёт Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди этого народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта» (9:13-17).
Слова «народ» и «Господь Саваоф» (ст. 13) в еврейском тексте занимают эмфатическое положение, то есть стоят перед глаголом для привлечения к ним особого внимания. Мотьер мудро говорит: «Единственный способ убежать от Бога — это прибежать к Нему, обратиться к Нему».
«Голова» и «хвост» (ст. 14, 15) — старец и пророк — будут отсечены в один день. Это может указывать на разрушение Самарии в 722 г. до н.э., а также на хаос, охвативший Израиль после смерти Иеровоама II в 746 г. до н.э. После его смерти народ остался без эффективного руководства. Его сменили шесть царей, из которых пятеро завладели престолом путём убийства своих предшественников.
Народ (или церковь) редко поднимается над своим руководством. Вводя народ в заблуждение (ст. 16), руководители сеют смуту среди простых людей.
В результате народ земли стал безбожным. Все уста говорили «нечестиво» (ст. 17). Говорить нечестиво здесь — употреблять нерелигиозный язык и говорить недостойные вещи. То же слово небалах («нечестиво») в Иис. Н. 7:15 переводится как «беззаконие», а в Суд. 19:24 — «безумие». За такой грех рука Божья ещё «простёрта» в суде над Израилем.
ПОЖИРАЮЩИЙ ОГОНЬ (9:18–21)
«Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищей огня; не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону — и останутся голодны; и будут есть по левую — и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта» (9:18-21).
«Беззаконие» (ст. 18) сравнивается с яростным огнём, всё пожирающим на своём пути. Те, кто знает, что такое бушующий лесной пожар, какой урон он наносит имуществу и какую опасность представляет для жизни, могут по достоинству оценить серьёзность этой аналогии. Пророк говорит: «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищей огня» (ст. 19). «Ярость» — очень сильное слово. Здесь оно характеризует Божье отношение к беззаконию. Страшное последствие греха — погибель, которую он приносит людям. Эти стихи в ярких подробностях описывают бесчувственность израильтян к своим соплеменникам. «Не пощадит человек брата своего», — сокрушается пророк. Грех способен разрушить человеческие отношения, даже самые близкие. О Божьем народе говорится, что они будут есть «по правую сторону» и «по левую», но всё равно «не будут сыты» (ст. 20). Это как если бы они практиковали каннибализм по отношению к своим соплеменникам, пожирая «Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду» (ст. 21). Павел предупреждал христиан: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Последствия таких действий не привели израильтян к покаянию, и потому рука Божья ещё простёрта над ними в суде.
ГОРЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ (10:1–4)
Эти стихи логически связаны с главой 9, завершая тему Божьего суда над народом, начатую в 9:8. Здесь в грехе обвиняются находящиеся у власти. Они издают законы, которые, вместо того чтобы способствовать правосудию, лишают народ справедливого отношения к себе.
«"Горе тем, которые издают несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычей своей и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придёт гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми". При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта» (10:1–4).
Бог обвиняет как законодателей («которые издают несправедливые законы»; ст. 1), так и администраторов («[которые] пишут жестокие решения»; ст. 1). Они используют своё высокое положение в личных целях за счёт тех, кто ничего не может с этим поделать. В стихе 2 упоминаются четыре категории людей, лишённых социальной справедливости: «бедные», «малосильные», «вдовы» и «сироты». Конечно, вдовы и сироты тоже входят в группу «бедных» и «малосильных». Амос обвинил северное царство, Израиль, в подобном грехе: лишении бедных и нищих справедливости (Ам. 2:6–8; 4:1; 5:11; 8:6).
Пророк задаёт три неизбежных вопроса о Господнем посещении народа за их грехи (ст. 3). Когда настанет день Божьего суда над злодеями, им не будет никакого спасения. Еврейское слово пекуддах, «посещение», заключает в себе идею «вмешательства высшей силы (обычно Бога или царя), чтобы коренным образом изменить положение нижестоящего» (Харрис и др.). Израилю нужно было понимать, что бежать некуда и ни за какое богатство избавления не купить.
Когда придёт Божье наказание, Израиль будет беспомощным. Пророк говорит, что они «согнутся между узниками и падут между убитыми» (ст. 4). Но и тогда Божья рука ещё будет простёрта в суде.
ЖЕЗЛ ГНЕВА
За изумительным пророчеством надежды и уверенности в начале главы 9 следует ещё одно прорицание суда. Исаия говорит: «Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, чтобы знал весь народ…» (ст. 8, 9). С востока границы Израиля нарушали сирийцы, а с запада филистимляне (ст. 12), но эти два врага ещё не составляли для страны всех трудностей. Сам Господь простёр на них Свою руку. Можно подумать, что такое суровое наказание должно было заставить их покаяться в грехах, но они не сделали этого.
То, как Бог обошёлся с Израилем, высвечивает две важные истины, которые мы должны принять близко к сердцу. Чему учит Божья простёртая рука?
Мы узнаём о Божьей природе. Будет ли Бог вечно терпеть грех? Будет ли Он игнорировать грех, если это грех Его народа? Исаия бы ответил на эти вопросы громким «Нет!» Бог праведен и не может закрывать глаза на грех. Он передаёт весть, зовущую Его народ к покаянию. Он умоляет, предупреждает и терпеливо ждёт; но приходит время, и, если люди не каются, Он наказывает грех.
Нам указывается на нераскаянность человека. Неужели человек будет таким безрассудным? Неужели он откажется признать свидетельство, факты и обратиться к Богу? Исаия говорит: «Но народ не обращается к Бьющему его, и к Господу Саваофу не прибегает» (ст. 13). Народ не признал правомочности наказания, которое Бог навёл на них. Сердца людей ожесточились. Мы поражаемся нежеланию человека покаяться и его чёрствости по отношению к Божьей любви — тогда и сейчас.
Это серьёзное напоминание нам о трагедии нечестивого руководства. Божий народ не просто встал на ложный путь; он был введён в отступничество. Исаия говорит: «И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (ст. 16). Мрачно то время, когда вожди не руководят своим народом в праведности. Бог особо спросит с руководителей.
Как и в аналогичных бедствиях, мы видим губительность греха. Что грех может сделать стране? Прочтите внимательно, что случилось с Иудеей. Всякий человек и всякое государство, пытающееся победить с помощью греха, медленно, но верно будет разрушаться им же. Бешеная собака одержима только одним желанием: кусать и терзать. У греха то же свойство: он только и знает, что губить человеческий дух. Исаия говорит: «Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма» (9:18).
Богу отвратителен грех, потому что Он праведен. Он не может иметь ничего общего со злом и будет судить нераскаянность человека. Он будет судить нечестивый народ, даже если этот народ был введён в грех его же уважаемыми руководителями. Этого требует от Бога Его праведность. Господь противопоставляет греху Свой гнев и наказание, ибо к этому Его вынуждает природа греха. Праведность и грех не могут сосуществовать.
Давайте усвоим и примем к сердцу уроки простёртой руки Божьей.