От подмосковного Одинцово до аэропорта Внуково будет построена железнодорожная ветка, предназначенная для легкорельсового транспорта (ЛРТ). Власти Московской области, которые уже давно грезят подобными мегапроектами, о чём мы подробно рассказывали в этом материале, уже утвердили проект планировки территории под строительство. Эксперты к очередной легкорельсовой задумке пока относятся скептически. Проект может обойтись в огромную сумму, и вернуть эти деньги вряд ли получится. На линии просто может не быть необходимого количества пассажиров.
Согласно подписанному губернатором Подмосковья Андреем Воробьёвым постановлению, участок линии пройдёт от Внуковской улицы в Южной промзоне Одинцово до границы Москвы. Проектируемая линия должны будет стать элементом формируемой улично-дорожной сети регионального значения.
«Планируемый линейный объект обеспечит транспортную связь между городом Одинцово Одинцовского городского округа и международным аэропортом Внуково в городе Москве и создаст дополнительную транспортную связь между Смоленским и Киевским направлениями Московской железной дороги», — написано в постановлении.
Сама ветка будет 2,7 км в длину и 10 метров в ширину, с двумя путями для ЛРТ. В ходе работ необходимо будет построить два путепровода, через Минское шоссе и Киевское направление МЖД на участке от платформы «Мичуринец» до станции «Внуково». Также проект предполагает строительство тоннеля на пересечении с планируемой веткой Киевского направления МЖД.
Одна только развязка на Минском шоссе делает проект чрезмерно дорогим, рассказал vgudok.com председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
«Станцию «Одинцово» и станцию «Внуково» уже соединяет железнодорожная ветка, которая практически не используется. На Минском шоссе, на трассе М-1 через неё сохраняется железнодорожные переезд. Сколько я там ни ездил, он всегда открыт. Я знаю, что были планы эту ветку использовать, но не верю, что это произойдёт. Необходимо строить двухуровневую развязку с Минским шоссе. Там такая география, что шоссе не поднимешь на эстакаду, потому что на втором уровне уже построены автодорожные развязки, — напоминает эксперт. — Железную дорогу тоже не поднимешь на эстакаду. Там надо её убирать в тоннель, и это будет сделать страшно дорого.
Если речь идёт об использовании этой железнодорожной ветки, то она идёт не в аэропорт, а на станцию «Внуково».
При этом примыкание со станцией без смены направления движения: можно уехать в Москву и из Москвы. А в аэропорт Внуково без смены направления движения не поедешь. Чтобы там сделать бессменное направление движения, нужно такие развязки городить, которые никаким пассажиропотоком из Одинцово в аэропорт не окупятся».
Подмосковные власти давно вынашивают планы строительства сети ЛРТ. Речь в упомянутом выше материале как раз шла о кольцевой линии, которая бы соединила 26 крупнейших городов области с населением 2,5 млн человек. Также трасса должна была соединить четыре аэропорта Московского авиационного узла.
Открыть тот проект планировалось маршрутом из Подольска в аэропорт Жуковский и только после реализации этого этапа продолжить работы. Однако воз и ныне там. Сроки по этому участку меняются, начиная с 2015 года. В декабре 2018 года Андрей Воробьёв оценил проект ЛРТ в несколько сотен миллиардов рублей. В июне 2019 года «Коммерсант» узнал, что руководство Московской области просчитало стоимость первого участка ЛРТ в 152 млрд руб. (треть суммы — федеральный бюджет, остальные средства частных инвесторов). В федеральном Минтрансе посчитали необходимым более тщательно проработать проект, так как пользователей скоростного трамвая может оказаться меньше, чем нужно инвесторам для возврата средств.
С этим согласен Кирилл Янков, но уже по отношению к запуску ветки из Одинцово во Внуково. Там тоже ожидать пассажиров наивно.
«Я уверен, что на этой ветке, если её построят, пассажиропотока не будет, учитывая, что Внуково будет включён в МЦД-4, а по существу этот диаметр будет частью МЦД-1 (участок Тестовская — Савёловский вокзал будет общий), делать такую связку, на мой взгляд, ни к чему. Там просто не будет пассажиров для пригородного поезда. Кому нужно будет крюком из Одинцово ехать в Москву через Внуково по Киевской дороге и дальше всё равно попадать на общий участок диаметров Д-4 и Д-1? Это не очень понятно», — резюмирует наш собеседник.
В сложившейся ситуации несколько странным выглядит утверждение подмосковными властями проекта планировки уже второго направления, ведь Подольск — Жуковский ещё строить не начали. К тому же опасения насчёт недостаточного количества пассажиров на таких направлениях имеют под собой почву. Абсолютное большинство жителей Подмосковья работают и учатся в Москве. Тех, кто отправляется ежедневно в соседние города, слишком мало. Зачем власти Московской области хватаются за проект, который себя никогда не окупит, вопрос открытый. Опять же, какой инвестор пойдёт на столь бесперспективные вложения? Думается, что никакой.