Зачем меряться компетентностью?
Часто руководители (больше по моим наблюдениям молодые, но это неточно)) уверены, что если их компетентность в каких-то сферах ниже (а так бывает, да), чем у их подчинённых - это всё.
Крест на карьере, потеря авторитета, порча репутации и вообще. Ничем таких подчинённых не замотивируешь и единственный способ - плакать))
А потом бежать и срочно класть шпалы делать холодные звонки добывать нефть повышать компетентность и учить умные слова, чтобы «побороть» этих самых подчинённых.
Они подчас уверены, что хороший руководитель ВСЁ ВСЕГДА знает лучше своих подчинённых, а если не знает - то:
- нет ему
прощенияуважения, - он не сможет контролировать подчинённых, его тут же обманут,
- он не сможет ставить задачи,
- и главное - точно не сможет мотивировать на выполнение задачи!
Что же делать?
Конечно, учить матчасть стоит!
Руководитель, который вообще не понимает работу подчинённых, действительно вряд ли справится с управлением.
❗️ При этом стоит и помнить, что задача руководителя - не столько быть узким специалистом в сфере, сколько управлять. Естественно, через коммуникацию.
А ещё помнить о том, что бодание с подчинёнными гонка вооружений на уровне "я знаю лучше, нет я знаю лучше; я быстрее обработаю эту деталь, нет я" приводит к манипуляциям и обратному делегированию. А точнее - вообще редко приводит к чему-то хорошему, особенно если подчинённый «сорок лет в сфере» и глубоко в ней разбирается.
Как же замотивировать более компетентных подчинённых?
Итак, что будет мотивировать подчинённых, чей руководитель слабее них разбирается в специфике их работы?
🔹 Запрос совета/консультации. Только не с заискиванием и извиняющимся тоном, а с четким обоснованием:
Для решения… задачи мне очень нужна твоя компетенция в… Порекомендуй, пожалуйста…
🔹 Прямое проговаривание разницы компетенций. Тут важно потренировать спокойный тон в противовес раздражённому или обиженному:
Да, ты отлично разбираешься в… и уже 5 лет показываешь высокие результаты в… А я хорошо разбираюсь в управлении, работаю в нём уже …лет, и у меня результаты вот такие.
🔹 Делегирование (в идеале с учётом интересов). Тут весьма просто:
Поручаю эту задачу тебе, так как ты очень хорошо разбираешься в… и тебе интересно решать такие задачи.
🔹 Искренний интерес к сфере компетенции подчинённого (это не сработает в формате дежурных формальных вопросов, сопровождаемых зеванием!):
А расскажи чуть подробнее, как это работает? Ого! Как любопытно!
🔹 Готовность поучиться (не стать лучше подчинённого/сделать за него, а именно попробовать!):
Слушай, а покажи мне, пожалуйста, а потом я сделаю.
Кстати, в этом случае важен ещё один момент - готовность принять обратную связь (кривовато ты, босс, делаешь)))
Ну и в целом, очень важно спокойствие руководителя (нет, не пофигизм) на тему своего «недо-» в какой-то сфере компетенций, поэтому отдельно прокачивайте дзен и применяйте аутотренинг из серии «Я не могу знать всё одинаково глубоко».
И всегда задавайте вопросы, конечно!
А у вас есть подчинённые, чья компетентность выше вашей в отдельных вопросах?