Сообщения многих региональных СМИ в августе напоминают сводки с фронтов:
Брянск. Пенсионеры занимают очередь в поликлиниках в 3 часа ночи.
Краснодар. Длинные очереди в городских поликлиниках беспокоят жителей города.
Адыгея. Живой стеной. Чтобы попасть к врачу, пациенты тратят несколько часов.
Благовещенск. Родители с детьми выстроились в огромные очереди за медсправками.
Обнинск. Жительница 202 раза пыталась дозвониться до регистратуры, чтобы записаться к врачу.
Список можно продолжить. Что за очередное издевательство над людьми? Почему именно сейчас, в августе, в период пандемии коронавируса, больные и здоровые, пожилые и дети должны выстаивать сумасшедшие очереди, чтобы попасть на прием? Люди падают в обморок, ругаются, дерутся, некоторые даже умирают прямо в очереди. В чем причина?
Рискну предположить, что причин сразу несколько. Объективные и вызванные пренебрежением к системе здравоохранения и простым людям, они наложились друг на друга как раз сейчас, вызывая весь этот хаос.
1. Лето - сезон отпусков. Все хотят отдохнуть летом, врачи - не исключение. Но на любом предприятии отпуска сотрудников всегда планируются так, чтобы не пострадал производственный процесс. Почему это не так в системе здравоохранения? Вот пример Расписания работы врачей в одной из поликлиник. Зачем, например, отправлять в отпуск сразу всех (двух) хирургов одновременно?
2. Нехватка врачей. Про это знают все. Не хватает огромного числа узких специалистов - кардиологов, лоров, невропатологов и т.д. Из-за высокой нагрузки и низкой зарплаты трудно набрать педиатров и терапевтов. Есть поликлиники, например, в той же Адыгее, где из 16 положенных по штатному расписанию терапевтов есть только три. Отсюда и очереди, и низкое качество работы, и недовольство людей. А тут еще коронавирус. Значительные силы медперсонала брошены на борьбу с инфекцией, а то ли еще будет осенью! Вспомните кадры с очередями из машин скорой помощи.
3. Ненужная бюрократия. Чтобы попасть к врачу, нужен талон. Этот врач направит вас к другому врачу (другой талон) и выпишет какие-то анализы и обследования (еще несколько талонов). Чтобы получить эти талоны, нужно отстоять еще одну очередь. По времени эти талоны могут быть разнесены так далеко, что пройти все в один день никак не получится. Человек должен снова и снова возвращаться в поликлинику и отстаивать бесконечные очереди. Кстати, во многих частных клиниках такой проблемы нет совсем. Все как-то организовано и отлажен так, что потери времени при посещении врачей минимальны. Значит, можно это как-то сделать правильно! Почему электронная система записи работает неэффективно, сайты висят, талонов не выкладывается, информация на них нередко не соответствует действительности.
4. Наш низкий уровень культуры. Отчасти мы сами виноваты в том, что возникают очереди даже там, где их не должно быть. "Мне только спросить" - а сам застрял на полчаса. "Мы стояли, но наша очередь прошла" - конечно, она пройдет, если занимать ее сразу к 5 специалистам. Бесконечные "блатные" и люди, имеющие право пройти без очереди (инвалиды, ветераны, мамы с грудничками и т.д.) Я не против их пропустить вперед - у них есть для этого все основания, но это только запутывает очередь, нарушает время приема по талонам. Почему нельзя просто вызывать людей к конкретному времени и строго по нему обслуживать. Почему всю побочную информацию нельзя получить в регистратуре, а надо непременно идти к врачу лично?
5. Детские медосмотры. Хотя, по идее, взять все необходимые справки для ребенка можно гораздо раньше, многие родители откладывают это до последнего момента. В результате, поликлиники забиты мамочками с детьми, которые поступают в этом году в школу. Кого им только не надо пройти! И пусть, зачастую, этот медосмотр проводится чисто формально, пройти его, взять талон, отстоять очередь, обязаны все.
Вы знаете другие причины? Поделитесь.