Никто не скажет, что идея беспилотной авиации нова. Вы удивитесь, но простенькие модели появились еще в годы первой мировой войны и представляли из себя деревянный планер, управляемые по проводам.
С годами, модели становились все сложнее и в годы второй мировой, концепция беспилотной авиации стала волне рабочей. Технически, первая ракета, достигшая космоса, а по совместительству Фау-2, была самым настоящим беспилотником, ибо в гости к англичанам она летала без всякого участия человека по ходу полета.
Американцы пошли дальше и в годы второй мировой бомбили немецкие заводы, выпускающие Фау-2 с помощью Interstate TDR-1- первого тяжелого беспилотного самолета на радиоуправление. Тогда из 17 построенных самолетов, нанести существенный ущерб удалось лишь одному, что в целом, не так уж и плохо.
В СССР над беспилотниками начали работать в … 1930-м году. Итогом работ стал «планер специального назначения» ПСН-1 и ПСН-2 стартовавший с бомбардировщика ТБ-3.
Вершиной беспилотной авиации СССР стала самостоятельная посадка на полосу аэродрома челнока «Буран», притом, умная машина зашла с противоположенной стороны полосы, чем немало удивила собравшихся.
Были и беспилотные разведчики, мишени, но в целом, эта всегда отставала от мощного советского ВПК.
Но времена изменились. Сегодня собственную беспилотную ударную авиацию имеют и эффективно используют вполне небольшие страны вроде Турции, а вот Россия с разработкой собственных дронов серьезно задержалась.
В самой ситуации ничего удивительного нет. ВПК современной России в основном занят допиливанием советских образцов и в этом нет ничего плохого до тех пор, пока ТТХ таких изделий остаются на уровне.
А вот в области Беспилотной ударной авиации допиливать особо и нечего, т.к. СССР никогда этим всерьез и не занималась, а значит отрасль необходимо было создавать с нуля.
И мы начали это делать.
Пожалуй, одной из первых концепций стал БПЛА «Скат». Впервые ударная модель была показана на МАКС-2007 и наделала немало шума. Летал ли тот самый прототип, сказать сложно, но очевидно, что сама концепция отечественных ударных БПЛА была полноценна отработана именно на этом аппарате.
В конце прошлого десятилетия, отечественный ВПК словно кинулся наращивать отставание родив сразу несколько проектов тяжелых БПЛА таких как С-70 «Охотник» и БПЛА «Алтаир».
Первая машина концептуально схожа с американским X-47, поднявшимся в воздух в далеком 2011. Реактивный двигатель и масса до 20 тонн. Вероятно, что, как и американская модель, С-70 сможет принимать многие решения основываясь на логике собственной бортовой системы и в дальнейшем количество таких задач будет только расти. Этакий искусственный интеллект.
«Алтаир» на фоне С-70 выглядит проще. Концептуально- это копия американских БПЛА MQ-9 Reaper c полезной массой до 1 тонн и похожими ТТХ по дальности и продолжительности полета.
Все это, конечно хорошие разработки, но удастся ли нам в ближайшие 10 лет ввести в строй и эффективно использовать ударную БПЛА авиацию?
Вероятно, это произойдет не ранее конца этого десятилетия если мы сумеем прожить этот срок без потрясений.
В США ударные БПЛА используются с 1997 года и все это время Пентагон учится и исправляет уязвимости крылатых машин. Учиться этому предстоит и нам, притом делать это в очень сжатые сроки.
Китай создает аналог SpaceX
Как перестать смеяться над планами Роскосмоса и начать жить.