Найти тему
Путь и текст

Вагаршапат - священный город Армении

Единственный ныне населенный город древней Армении, Вагаршапат, бывший Эчмиадзин, названный так в честь Эчмиадзинского монастыря, в 1992 году опять получил свое древнее имя. Здесь находится резиденция армянского католикоса, это центр Армянской апостольской церкви и самый священный город христиан Армении, так как именно здесь произошло признание христианства государственной религией. Вагаршапат находится в 20 км к западу от Еревана. Ныне это приличный по размерам город, практически не сохранивший средневековой уличной застройки, но здесь остались многие древние церкви ставшие символами армянской архитектуры - собор Эчмиадзин, церкви Св. Рипсимэ и Гаянэ, также рядом с Вагаршапатом лежат руины великого армянского собора Звартноц.

Церковь Св.Рипсиме. Фото автора.
Церковь Св.Рипсиме. Фото автора.

Столичный город Вагаршапат (в древности Валаршапат) был основан на месте небольшого поселения Вардгесаван царем Валаршем во 2 в. н.э. До сих пор нет внятного понимания какой была структура этой столицы Армении, возможно, что город имел форму круга, как многие "круглые" парфянские города Ирана, например, Ктесифон. Однозначно можно сказать, что в центре Вагаршапата стояла цитадель, предположительно место ее расположения совпадает с сегодняшним Эчмиадзинским монастырем. Столица была окружена высокими глинобитными крепостными стенами, от них сейчас не осталось и следа. Фактически сохранились лишь остатки культовых сооружений, частично включенных в структуру нынешних церквей Вагаршапата. Речь идет, прежде всего, о главном соборе города - Эчмиадзине.

Кафедральный собор Эчмиадзин в 19 веке.
Кафедральный собор Эчмиадзин в 19 веке.

К сожалению, во время моего посещения города собор реставрировался. Но кое какие выводы о нем сделать можно. Заметно, что собор много раз перестраивался. Высокий статус храма не позволял ему пребывать в небрежении. Поэтому седой древностью от него не веет, все его башенки-колокольни были возведены в 17 веке, а "античные" наличники окон и того позже.

Считается, что собор построили в 303 году, сразу после крещения Армении Св.Григорием. Но тогда это была обычная базилика с деревянной крышей. Она была видимо полностью уничтожена во время нашествия персов в 60-х гг. 4 в н.э. Собор многократно восстанавливался и разрушался, каменный купол появился у него лишь в 7 в. В 15 веке в Вагаршапат была перенесена резиденция армянского католикоса, и с этого момента собор реставрировали и видоизменяли уже непрерывно.

При раскопках в соборе Эчмиадзин были найдены части других культовых сооружений, возможно языческого храма, и в главной апсиде церкви нашли остатки зороастрийского храма огня. Интересно, что зороастрийский храм не предшествовал первой христианской базилике Вагаршапата, а был создан позднее, возможно в 5-6 вв., когда Армения попала под власть Сасанидского Ирана. Этот факт хорошо иллюстрирует очень непростую историю Армянской церкви.

-4

Колокольня собора была построена в 17 веке, но ее украсили характерными для более ранней сельджукской эпохи декоративными элементами в виде сплетенных змей и карнизов-сталактитов.

Алтарь и все внутреннее убранство Эчмиадзина были созданы в 17-18 вв. Чувствуется очень сильное влияние католицизма, которое появилось еще в Киликийской Армении во время крестовых походов.

-6

Но росписи купола и стен состоят из восточных орнаментов. Подобное оформление можно встретить в османских мечетях.

Росписи стен все поздние 18-19 веков, золотой фон чем-то напоминает роспись в Св.Софии Константинополя.

-8

-9

Единственная уцелевшая башня крепостной стены, окружавшей монастырь. Эти поздние стены были возведены в конце 18 века.

-10
План  Эчмиадзина выполненный Жаном Шарденом в 1670-х годах.
План Эчмиадзина выполненный Жаном Шарденом в 1670-х годах.

Видно, что крепостная ограда с башнями существовала и в 17 веке. Так как Эчмиадзинский монастырь занимает место древней цитадели Вагаршапата, возникает вопрос - насколько крепостные стены монастыря повторяют линию стен древней крепости, имела ли цитадель Вагаршапата такую же правильную прямоугольную форму? Точного ответа на него нет.

Как мне кажется, характерная форма укреплений монастырей Закавказья в виде правильного прямоугольника (это и Светицховели, и монастырь Алаверди в Грузии) происходит от иранских укрепленных караван-сараев, которые все также имеют правильную форму и в свою очередь восходят к византийским и римским военным лагерям. Но возможно ли, что форма прямоугольника была присуща изначальной цитадели Вагаршапата? Т.е. может быть крепость Вагаршапата напрямую копировала римский военный лагерь, ведь город строился во 2 в. н.э., времени максимального засилья римской культуры в Закавказье, и здесь действительно стоял римский гарнизон.

С южной стороны кладбище упирается в монастырь Св. Гаяне. Скорее всего у церкви Гаяне проходила южная окраина древнего Вагаршапата. Там должна была стоять крепостная стена города и ров перед ней, где по преданию и казнили мученицу Гаянэ. Но это в том случае, если мемориал Гаянэ был основан в "правильном" месте.

Кладбище католикосов в Эчмиадзине и монастырь св.Гаяне вдали.
Кладбище католикосов в Эчмиадзине и монастырь св.Гаяне вдали.

Во дворе Эчмиадзинского монастыря собрана внушительная коллекция хачкаров. Например, вот этот древнейший, еще 9 века, здесь еще нет богатых восточных орнаментов, как у позднейших каменных монументов.

-14
Армянские пенсионеры во дворе Эчмиадзина.
Армянские пенсионеры во дворе Эчмиадзина.