Все помнят обещание директора ФИПИ "закрутить моменты" по русскому? Если кто не понял мудрёную фразу «Будем по русскому языку смотреть моменты, которые можно закрутить», перевожу: экзамен надо усложнить, ибо негоже сдавать родной язык на высокий балл. То, что слабые ученики получили аттестаты без экзаменов, что естественно повлияло на средний балл в лучшую сторону, в расчёт почему-то не брали.
Вчера нам выдали новую "закрученную" демоверсию. Изменений два:
- в задании 9 (правописание безударных гласных в корне),
- в задании 27 (сочинение).
Девятое задание теперь выглядит так:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Почувствовали разницу?
Было: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Стало: содержится безударная проверяемая гласная корня.
Принципиальных отличий нет, но, на мой взгляд, задание стало действительно более "закрученным". Раньше орфограмма была видна отчётливо - теперь надо сначала выделить корень, увидеть в корне букву, обозначающую безударный гласный, а потом уже заморачиваться по поводу его проверяемости/непроверяемости/чередования.
Теперь о сочинении, точнее - о многострадальном комментарии. Ну сколько можно его "закручивать"? За комментарий к проблеме можно получить аж 6 первичных баллов. Дополнительный балл положен, если ученик не только указал смысловую связь между примерами, но и проанализировал её. Что это означает на практике? Во-первых, формальная фраза "оба примера, дополняя друг друга..." для максимального балла уже явно не прокатит. Во-вторых, мы будем вынуждены несколько раз мусолить одну и ту же мысль. В анализе связи между примерами мы будем писать: противопоставление поступков Васи и Пети показывает, что в одной и той же жизненной ситуации Вася и Петя поступили по-разному. В позиции автора: люди, в зависимости от своих убеждений, в одинаковой ситуации могут поступать по-разному. Потом то же самое, но другими словами в согласии с авторской позицией и заполируем выводом уровня Капитан Очевидность. Ну зачееем?
Как вам "закрученные" задания, коллеги? Особенно интересно услышать мнение о "анализе связи между примерами".
Попыталась поколдовать над своими старыми сочинениями, чтобы комментарий соответствовал современным требованиям. Пока переделала только "Заброшенную дорогу" по рассказу Ю.Нагибина
сочинение по тексту Ю.Нагибина "Заброшенная дорога"
Остальные пока без изменений, но со временем их исправлю тоже:
сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках
сочинение по тексту В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты)
сочинение по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком
сочинение по тексту В.Дудинцева "Встреча с берёзой"
сочинение по тексту В.Солоухина о красоте природы
сочинение о исторической памяти по тексту Р. Савинова
В новой демоверсии от ФИПИ в задании 16 с изумлением обнаружила предложение "по мотивам" романа "Белые одежды", о котором я недавно писала. Удивительно, но, похоже, мы с составителями слегка на одной волне. Я летом составила тематический тренировочный вариант ЕГЭ целиком по "Белым одеждам". Предлагаю его вашему вниманию:
работа с текстом, культура речи (задания 1-8)
орфография (задания 9-15)