В новых "Правилах технической эксплуатации метрополитена" появилась строчка о том, что они "определяют действия работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров метрополитеном Москвы". Документ утверждён и опубликован.
В предыдущей версии правил, которая действовала более 10 лет, такой формулировки не было.
Что могут отдать в частные руки
Сведения разнятся. Источники некоторых медиа в самом московском метро говорят о том, что сотрудников давно готовят к разным вариантам дальнейшей работы. Например, высказывалась версия, что разными ветками будут управлять разные компании. Или что частные компании получат право не собственно на перевозку пассажиров, а на какие-то конкретные технические аспекты работы метро.
Официальных комментариев по этому поводу нет. Метро, правда, ответило СМИ, что приватизация не планируется, но никаких более подробных объяснений не дало.
Портал "Открытые меди" цитирует председателя общественного совета министерства транспорта РФ Михаила Блинкина: "Насколько я знаю, метрополитена нет ни в каких списках на приватизацию городского имущества, и, несмотря на все слухи, всерьёз о приватизации метро не говорили даже в годы, когда столица массово приватизировала ГУПы".
Другие комментарии говорят о разрешении проводить ремонтные работы по подряду метрополитена. Это выглядит довольно реалистичным сценарием.
В Москве есть частная станция. Как с ней обращается московское метро?
Первая и пока единственная частная станция в московском метрополитене — станция "Мякинино" Арбатско-Покровской линии. Её строительство финансировалось не только из бюджетов Москвы и области, но и из средств компании Crocus Group, поэтому и выход из метро находится на территории "Крокус-Сити".
В 2016 году станцию попытались закрыть. Московский метрополитен заявил, что она не соответствует требованиям безопасности — собственник не хотел инвестировать в рамки металлоискателей. Метро заявило, что раз станция частная, само оно тоже ничего ставить не будет. Может только запретить её использовать, пока собственник не устранит причины нареканий.
А потом появилось соглашение о передаче станции в дальнейшем в "бессрочную и безвозмездную аренду метрополитену". Такое вот частно-государственное партнёрство.
Идея не нова
Вести о скорой приватизации общественного транспорта поступали как минимум с 2009 года. Нередко об этом говорили уже вот прям уверенно, как о принятом решении. Дмитрий Гаев, который до 2011 года возглавлял московский метрополитен, тогда отмечал:
"В акционировании нет чего-то ужасного... Хотя потребуется дополнительная бюрократическая работа. Во-первых, необходимо внести изменения в два федеральных закона и один указ президента, который запрещает приватизацию метрополитена".
Специалисты отмечают, что в мире противоречивый опыт передачи транспорта в частные руки. Есть города, где система работает более или менее успешно: Сан-Франциско, Монреаль, Сидней, Эдинбург. В других же это привело к большим системным проблемам.