Царский указ в 1741 году узаконил существование гусарских полков в русской армии и впервые определил принципы их организации, вооружения, снаряжения, обмундирования, пополнения людьми. Первые 4 гусарских полка носили названия Сербского, Венгерского, Грузинского и Молдавского. В соответствии с указом каждый гусар получил земельный надел (все полки поселили на Украине) и жалование 38 рублей 94 копейки в год для приобретения лошади (цена на неё достигала 18 рублей), оружия, обмундирования и амуниции. Последние вещи стоили очень дорого, т.к. их в России никто производить не умел их приходилось закупать в Австрии. В мирное время гусары должны были нести пограничную и сторожевую службу по месту жительства, в военное — выступать в поход со всей армией.
При Елизавете (1751) австрийскому выходцу, полковнику Хорвату, поручено было сформировать из сербских выходцев один гусарский полк (в 4 тысячи), который и был поселен на правом берегу Днепра, в так называемой Новосербии (вроследствии переименованной в Новороссийскую губернию). В 1752 году образовано еще два таких же полка, причем для защиты нового поселения построено укрепление св. Елисаветы (ныне Елисаветград). В 1754 г. прибыли в Россию сербы Депрерадович и Шевич, с значительным числом соплеменников; им указано было поселиться между Бахмутом и Луганском (Славяно-Сербия) и образовать 2 гусарских полка, по 1 тысяче человек в каждом. В 1756 г. из слободских казаков был сформирован слободской гусарский полк, а затем еще два, из выходцев из Македонии и Болгарии; в 1761 г. они были сведены в один, македонский.
Первое выступление гусар на поле боя нельзя назвать удачным. Во время Семилетней войны в крупном полевом сражении при Гросс-Егерсдорфе в августе 1757 года они встретились с прусской кавалерией. Удар был нанесен внезапно, превосходящими силами и неопытные, необстрелянные полки Сербский и Венгерский, стоявшие на левом фланге вместе с чугуевскими казаками, почти не оказав сопротивления противнику, отступили.
Однако, начавшиеся в Пруссии боевые действия так называемой «малой войны» позволили гусарам лучше проявить себя. Участвуя в рейдах с казаками, они отличались такой же смелостью и решительностью. В рейде к городу Фридбергу летом 1758 года, который совершил отряд бригадира Еропкина, было два эскадрона Венгерского гусарского полка. В своем рапорте Еропкин отметил гусарских офицеров — полковника Зорича, подполковника Прерадовича, поручика Станищева, которые «свою должность с отличной храбростью похвально исполняли».
В 1760 г. образован желтый гусарский полк. Осенью того же года русская армия совершила рейд на Берлин. В составе корпуса, отправившегося к Берлину, находились так же три гусарских полка: Сербский, Молдавский и Ново-Сербский. Не менее энергично действовали гусары при осаде крепости Кольберг осенью и зимой 1761 года. Семилетняя война показала, какую пользу может принести на поле боя правильно организованная и хорошо обученная лёгкая конница.
Правительство решило создать новые гусарские полки, но ограниченное количество сербских, венгерских, грузинских и других переселенцев не позволило это сделать. Тогда в 1765 году из бывших слободских казачьих полков на Украине были сформированы 5 гусарских: Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумский и Харьковский. Ахтырскому полку пришлось вступить в войну в апреле 1769 года совместно с полками Харьковским, Венгерским и Сербским.
В 1775 г. образован лейб-гвардии гусарский эскадрон (впоследствии полк). В результате преобразований графа Потёмкина, проведённых в 1783-1786 годах все поселенные полки были упраздены и заняли место в составе регулярной армии, получив название легкоконников и обмундирование сходное с другими родами войск. Исключение составляли чины лейб-гусарского батальона (133 человека) несшие караульную службу во дворце и солдаты с офицерами (150 человек) гусарского полка в Гатчине, в войсках наследника престола Павла Петровича, который экипировал их по прусскому образцу.
В 1788 году Ольвиопольский и Воронежский легкоконные полки снова переименовали в гусарские. Три эскадрона воронежского полка принимали участие в боях в знаменитом штурме крепости Измаил. Суворов высоко отметил мужество этих воинов и среди них А. П. Мелиссино. Именно ему в 1807 году было поручено сформировать Лубенский гусарский полк. С этим полком он сражался с французами и погиб под Дрезденом в 1813 году.
Затем количество гусарских полков возрастало вплоть до конца XIX века: к 1788 г. было уже 8 гусарских полков, в 1812 г. — 12.
В 1812 году во время Отечественой войны ахтырские гусары находились в составе Седьмого корпуса генерала Раевского и прикрывали отступление армии и рубились в арьергардных схватках с французскими кавалеристами под Миром, Романовкой, Новосейкой, Салтановкой, Дашковой. В памятный день Бородина гусары тоже были на поле битвы.
Из двенадцати существовавших тогда в России гусарских полков в сражении участвовало шесть: лейб-гвардии Гусарский, Ахтырский, Елисаветградский, Изюмский, Мариупольский и Сумской. Четыре эскадрона лейб-гусар и восемь эскадронов Елисаветградского полка числились в составе кавкорпуса генерала Уварова и ходили в атаки на левый фланг французской армии.
Ахтырские гусары находились в кавкорпусе генерала Сиверса и участвовали в обороне Багратоновских флешей. Гусарский и Изюмский полки вместе с четырьмя драгунскими и двумя уланскими был приписан к кавкорпусу генерала Корфа, располагавшемуся на правом крыле русского боевого порядка: от деревни Маслово до деревни Горки.
В декабре 1812 года русские войска вышли к западной границе России, и Отечественная война закончилась, но гусаром ещё предстояло сражаться на полях Европы с полками французского императора. В 1813 году они участвовали в боях под Люценом, Бауценом, Кульмом, Лейпцигом и особенно хорошо действовали у Кацбаха. За смелую и решительную атаку, повлиявшую на исход сражения, все офицеры и солдаты четырех гусарских полков — Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского — получили не совсем обычную награду: знаки на кивера, сделанные в виде металлических лент с надписью «За отличие 14 августа 1813 года».
В 1814 году гусары уже находились во Франции. После боев под Бриенном, Ла-Ротьером, Судроном, Монмиралем, Краоном, Фер-Шампенуазом они вошли победителями в Париж. В рядах гусарской бригады (полки Ахтырский и Белорусский) был и генерал-майор кавалер ордена св. Георгия 4 степени Д. В. Давыдов