Найти в Дзене

У истоков. «Донские рассказы» Шолохова.

В мире, где «Донские рассказы» и «Тихий Дон» приписываются одному авторству, казалось бы, уже нечего доказывать. Но нет. Каждый раз, снова и снова раскручивается теория заговора тем сложнее, чем больше фактов известно о написании романа-эпопеи Шолоховым. Мне же просто непонятно, как можно оспаривать «Тихий Дон» у Шолохова, если «Донские рассказы» принадлежат ему?
Оглавление

В мире, где «Донские рассказы» и «Тихий Дон» приписываются одному авторству, казалось бы, уже нечего доказывать. Но нет. Каждый раз, снова и снова раскручивается теория заговора тем сложнее, чем больше фактов известно о написании романа-эпопеи Шолоховым. Мне же просто непонятно, как можно оспаривать «Тихий Дон» у Шолохова, если «Донские рассказы» принадлежат ему? Роман-эпопея и сборник рассказов настолько близки, что невозможно их «отдать» на разные стороны. О рассказах из донской жизни и пойдет сегодня речь.

Первые рассказы

Будучи совсем молодым (18-19 лет, в 1923 и 1924 году, соответственно) Шолохов пишет и публикует свои первые рассказы, среди которых «Испытание», «Три», «Ревизор», «Родинка», «Пастух». Заметил бы я их, не зная ничего об авторе и его magnum opus «Тихий Дон»? Не знаю. Что тут сказать: написано молодо, нарочито коротко и с претензией. Однако, разве не смешон рассказ «Испытание»? Очень! Я вас уверяю, вызвать улыбку на лице читателя своим первым рассказом может не каждый. А тема-то серьезнейшая, красной нитью проходящая сквозь всю жизнь и творчество Михаила Шолохова. Считай, что кредо. «Три». Пафосно, но позвольте: как часто героями рассказа становятся обычные пуговицы? Однако, «Ревизор» оставил меня полностью равнодушным. Если Гоголь высмеивал общий случай, применимый ко всем временам, здесь мы имеем случай частный. Необходимо разбираться в обстановке того времени, в советских чинах и т.д. Союза нет, Гражданская отгремела уж как сто лет, оттого ирония ситуации мне ясна в общих чертах. Следовательно, исчезает актуальный на то время комизм ситуации. Остается калька на Гоголя. И вот, в один год с «Ревизором» появляются прорывные «Родинка» и «Пастух». Здесь уже все серьезно. Читающие заприметят знаковые имена (разные персонажи, но все же показательно – в дальнейшем и фамилии будут кочевать) и уникальные описания природы. Сюжеты простые, но сильные. Отец и сын, разделенные Гражданской войной, «красные» брат и сестра в оппозиции бело-казачьему укладу. Темы берутся огромные, - на тома годны! – но наш начинающий классик робеет. «Разбазаривает» их на рассказы. Итак, всего пять рассказов, два года, а какой наведен мост в будущее.

Мне сразу хочется оговориться и поправить самого себя. Так уж вышло, что «Донские рассказы» я прочитал после «Тихого Дона». Когда я писал статью о последнем, то позволил себе следующее: «В начале обращаешь внимание на описания природы, которые вычурно красивы;». Написал так, считая будто «Тихий Дон» это первое произведение Шолохова. Все-таки это не «вычурно красивые» описания, а поиск «музыки» слова, который оформится ближе к третьему тому. Поиск этот начался в рассказах, продолжился в первых томах эпопеи. Не будучи знакомым с творчеством Шолохова, так и будет казаться: «вычурно красиво». На деле — это фирменный стиль и отличительная особенность авторского текста.

Рассказы 1925 года

Я не просто так начал статью с разбора первых публикаций Шолохова. На чем основана теория заговора, утверждающая, что «Тихий Дон» написан другим человеком? На юном возрасте автора. За год до того, как начался роман, то есть в 1925, в печати выходит рассказ «Продкомиссар», который постфактум кажется отрывком из «Тихого Дона». И - кто бы мог подумать! - в очередной раз конфликт расколотой семьи. Еще в этом году были: «Шибалково семя», «Алешка», «Бахчевник», «Путь-дороженька», «Нахаленок», «Коловерть» и «Жеребенок». Из этого списка произведений, чьи пафос и сила тождественны «Тихому Дону», выбивается лишь один рассказ - «Илюха». Если эти рассказы мог написать двадцатилетний юноша, то без сомнения он же мог написать и великий роман-эпопею. Очевидно «раскручивание» тем из раннего творчества. Добавлю аргумент сегодняшнего дня. Для нас, молодых людей, живущих в две тысячи двадцатом, дико и удивительно, в каком возрасте наши родители задумались о семье. Предполагаю, что многие были зачаты и рождены по современным меркам рановато. Родителями становились в восемнадцать, девятнадцать лет. И это всего-навсего предыдущее поколение! Тут же (между нами и Шолоховым) разница в четыре, пять поколений! Разве не мог тот человек, свидетель эпохального перелома, набраться такого опыта? Сверхконцентрация великих событий на одну жизнь, мне кажется, вполне годится в учителя. Если и этого недостаточно, то давайте пустимся в рассуждения о том, прогрессирует ли человечество и постоянен ли этот прогресс…

Конечно же, нет. Предполагать, что мир и человек становятся со временем только лучше, слегка наивно. Не будем же и мы наивны, утверждая, что мог или не мог сделать двадцатилетний юноша 1905 года рождения.

Корни «Тихого Дона»

Документально установлено, что «Тихий Дон» начался в 1926 году. Что же печатается Шолоховым в газетах и журналах? «Смертный враг», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Батраки» и «Чужая кровь». Что же мы видим? Усложнение и углубление одной и той же темы. Раскол внутри семьи, становление Идеи в человеке, преодоление обстоятельств, потери и драмы «гражданки». Все больше текста, все чаще персонажи «живут»; каждый аспект обрастает деталями.

Дальше – «Тихий Дон».

Мы же останемся, чтобы подробнее обсудить несколько рассказов. Если первые представляют интерес, как творчество начинающего автора, то творчество Шолохова с 1925 года заслуживает самого пристального внимания. Я особенно выделю «Нахаленка» и «Жеребенка». Первый запал мне, как концентрат всего шолоховского творчества, а второй драмой. Я специально обойду «Жеребенка» стороной, дабы вы могли сами его прочесть – это невероятно сильный рассказ. За душу берет.

-2

Показательный рассказ

Я не просто так выделил «Нахаленка». В известном смысле, этот рассказ можно назвать квинтэссенцией, неким срезом всего творчества Шолохова, его метода. Все так «типично»: хутор, хата, аграрный быт, семья, отец-солдат, ребенок. Столетиями хлебный край живет по-своему. Земля – кормилица, на земле – простая хата. Из года в год растут по ним нахалята, дурачась (читай: живя) в окружении домашней скотины, воспитываясь дедами в строгости. Порка - неотъемлемая часть воспитания. И вот, выясняется, что жизнь-де может быть другой. Можно трудиться меньше, получая больше. Можно удобнее организовать жизнь и быт. Казалось бы, выгода очевидна. Да только в аграрном краю, в патриархальном обществе, все новое – опасное и неизвестное. Веками живем так, а вы тут нас без хлеба оставить хотите со своими экспериментами. Ведь говоря о противостоянии красных и белых, мы говорим не сколько о политических противоречиях двух человек, а об их личном отношении к традициям и новому. Сквозь призму этого отношения, выясняется, что на кону не только личная жизнь, но и жизнь всего края. Больше – страны. «А что, если ваш эксперимент провалится?» - спросит «традиционалист». «Неужели хлеб дороже свободы и равенства?» - вопросом на вопрос ответит «новатор». Идет война противоречий, исход которой закольцовывается в то же личное отношение, с которого и началось. Если кратко, то мы имеем реакцию белых на действия красных. Захотели жить по-другому, лучше, да только нельзя по-другому и лучше, живя кучно, в созависимости от соседей. Простите мне «богохульный» пример: попробуйте в подъезде что-нибудь сами придумать и предпринять. Для комфорта, для удобства – пандус для инвалидов, камеры, двери… Неужели не будет реакции на вашу революцию?

Что еще удивительно и страшно – простое, обыденное отношение к смерти. Всего ничего-то до нас, а вот могли тогда запросто взять и убить. Пугнуть, избить или забить насмерть. Сегодня, слава Богу, затаенные обиды так не решаются. А если и решаются, то произошедшее не списывается на обстоятельства истории – войну, междоусобицу и т.д. Шолохов, а вместе с ним и Максим Горький, отчасти Лесков, сходятся на том, что человек деревни, человек аграрный – человек простой и от своей простоты жестокий. А еще он неграмотный. Значит, жестокость изводится грамотностью?

Какое нам до этого дело?

Итак, все эти ужасы и натурализм остались где-то там, в прошлом веке. Нам необходимо читать и помнить о них. Я вообще считаю, что выдумать что-то в голове такое, что полностью лишено опоры на реальность и действительное происшествие, невозможно. Отсюда делаю вывод, что все то, что описывает нам классическая литература – есть действительность. Это не байки, не враки, а то, что было. От написанного реальность может отличаться только «агрегатным» состоянием, другим набором «актеров». Держа это в голове, следует серьезно относиться к вспыхивающим то там, то тут очагам того самого, казалось бы, пережитого насилия. Наверное, только знание и «подготовка к войне» способны помочь нам разобраться, где действовать, а где бездействовать.

И закончу, пожалуй, советом ознакомиться с одним рассказом Шолохова 1926 года. Называется он «Чужая кровь». Думается, что его сюжет очень многое расскажет о человеческом долге, о любви и о прощении. И об этом нельзя забывать.

-3

Датировки рассказов взяты из книги «Донские рассказы» (издательство «Молодая гвардия», 1975 г.). Дата начала работы над «Тихим Доном» из книги Валентина Осипова «Шолохов» (издательство «Молодая гвардия», 2010 г.).

Контакты:

ВКонтакте публикуются статьи о больших и интересных книгах, чтение которых составляет мой основной досуг. Статьи выходят с периодичностью раз в одну, две недели. Краткие заметки о беллетристике, биографиях и нон-фикшн – раз в 3 или 4 дня.

Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.

Поддержать поступком:

Вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.

Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712

QIWI — +7 977 340 65 97