В мире, где «Донские рассказы» и «Тихий Дон» приписываются одному авторству, казалось бы, уже нечего доказывать. Но нет. Каждый раз, снова и снова раскручивается теория заговора тем сложнее, чем больше фактов известно о написании романа-эпопеи Шолоховым. Мне же просто непонятно, как можно оспаривать «Тихий Дон» у Шолохова, если «Донские рассказы» принадлежат ему? Роман-эпопея и сборник рассказов настолько близки, что невозможно их «отдать» на разные стороны. О рассказах из донской жизни и пойдет сегодня речь.
Первые рассказы
Будучи совсем молодым (18-19 лет, в 1923 и 1924 году, соответственно) Шолохов пишет и публикует свои первые рассказы, среди которых «Испытание», «Три», «Ревизор», «Родинка», «Пастух». Заметил бы я их, не зная ничего об авторе и его magnum opus «Тихий Дон»? Не знаю. Что тут сказать: написано молодо, нарочито коротко и с претензией. Однако, разве не смешон рассказ «Испытание»? Очень! Я вас уверяю, вызвать улыбку на лице читателя своим первым рассказом может не каждый. А тема-то серьезнейшая, красной нитью проходящая сквозь всю жизнь и творчество Михаила Шолохова. Считай, что кредо. «Три». Пафосно, но позвольте: как часто героями рассказа становятся обычные пуговицы? Однако, «Ревизор» оставил меня полностью равнодушным. Если Гоголь высмеивал общий случай, применимый ко всем временам, здесь мы имеем случай частный. Необходимо разбираться в обстановке того времени, в советских чинах и т.д. Союза нет, Гражданская отгремела уж как сто лет, оттого ирония ситуации мне ясна в общих чертах. Следовательно, исчезает актуальный на то время комизм ситуации. Остается калька на Гоголя. И вот, в один год с «Ревизором» появляются прорывные «Родинка» и «Пастух». Здесь уже все серьезно. Читающие заприметят знаковые имена (разные персонажи, но все же показательно – в дальнейшем и фамилии будут кочевать) и уникальные описания природы. Сюжеты простые, но сильные. Отец и сын, разделенные Гражданской войной, «красные» брат и сестра в оппозиции бело-казачьему укладу. Темы берутся огромные, - на тома годны! – но наш начинающий классик робеет. «Разбазаривает» их на рассказы. Итак, всего пять рассказов, два года, а какой наведен мост в будущее.
Мне сразу хочется оговориться и поправить самого себя. Так уж вышло, что «Донские рассказы» я прочитал после «Тихого Дона». Когда я писал статью о последнем, то позволил себе следующее: «В начале обращаешь внимание на описания природы, которые вычурно красивы;». Написал так, считая будто «Тихий Дон» это первое произведение Шолохова. Все-таки это не «вычурно красивые» описания, а поиск «музыки» слова, который оформится ближе к третьему тому. Поиск этот начался в рассказах, продолжился в первых томах эпопеи. Не будучи знакомым с творчеством Шолохова, так и будет казаться: «вычурно красиво». На деле — это фирменный стиль и отличительная особенность авторского текста.
Рассказы 1925 года
Я не просто так начал статью с разбора первых публикаций Шолохова. На чем основана теория заговора, утверждающая, что «Тихий Дон» написан другим человеком? На юном возрасте автора. За год до того, как начался роман, то есть в 1925, в печати выходит рассказ «Продкомиссар», который постфактум кажется отрывком из «Тихого Дона». И - кто бы мог подумать! - в очередной раз конфликт расколотой семьи. Еще в этом году были: «Шибалково семя», «Алешка», «Бахчевник», «Путь-дороженька», «Нахаленок», «Коловерть» и «Жеребенок». Из этого списка произведений, чьи пафос и сила тождественны «Тихому Дону», выбивается лишь один рассказ - «Илюха». Если эти рассказы мог написать двадцатилетний юноша, то без сомнения он же мог написать и великий роман-эпопею. Очевидно «раскручивание» тем из раннего творчества. Добавлю аргумент сегодняшнего дня. Для нас, молодых людей, живущих в две тысячи двадцатом, дико и удивительно, в каком возрасте наши родители задумались о семье. Предполагаю, что многие были зачаты и рождены по современным меркам рановато. Родителями становились в восемнадцать, девятнадцать лет. И это всего-навсего предыдущее поколение! Тут же (между нами и Шолоховым) разница в четыре, пять поколений! Разве не мог тот человек, свидетель эпохального перелома, набраться такого опыта? Сверхконцентрация великих событий на одну жизнь, мне кажется, вполне годится в учителя. Если и этого недостаточно, то давайте пустимся в рассуждения о том, прогрессирует ли человечество и постоянен ли этот прогресс…
Конечно же, нет. Предполагать, что мир и человек становятся со временем только лучше, слегка наивно. Не будем же и мы наивны, утверждая, что мог или не мог сделать двадцатилетний юноша 1905 года рождения.
Корни «Тихого Дона»
Документально установлено, что «Тихий Дон» начался в 1926 году. Что же печатается Шолоховым в газетах и журналах? «Смертный враг», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Батраки» и «Чужая кровь». Что же мы видим? Усложнение и углубление одной и той же темы. Раскол внутри семьи, становление Идеи в человеке, преодоление обстоятельств, потери и драмы «гражданки». Все больше текста, все чаще персонажи «живут»; каждый аспект обрастает деталями.
Дальше – «Тихий Дон».
Мы же останемся, чтобы подробнее обсудить несколько рассказов. Если первые представляют интерес, как творчество начинающего автора, то творчество Шолохова с 1925 года заслуживает самого пристального внимания. Я особенно выделю «Нахаленка» и «Жеребенка». Первый запал мне, как концентрат всего шолоховского творчества, а второй драмой. Я специально обойду «Жеребенка» стороной, дабы вы могли сами его прочесть – это невероятно сильный рассказ. За душу берет.
Показательный рассказ
Я не просто так выделил «Нахаленка». В известном смысле, этот рассказ можно назвать квинтэссенцией, неким срезом всего творчества Шолохова, его метода. Все так «типично»: хутор, хата, аграрный быт, семья, отец-солдат, ребенок. Столетиями хлебный край живет по-своему. Земля – кормилица, на земле – простая хата. Из года в год растут по ним нахалята, дурачась (читай: живя) в окружении домашней скотины, воспитываясь дедами в строгости. Порка - неотъемлемая часть воспитания. И вот, выясняется, что жизнь-де может быть другой. Можно трудиться меньше, получая больше. Можно удобнее организовать жизнь и быт. Казалось бы, выгода очевидна. Да только в аграрном краю, в патриархальном обществе, все новое – опасное и неизвестное. Веками живем так, а вы тут нас без хлеба оставить хотите со своими экспериментами. Ведь говоря о противостоянии красных и белых, мы говорим не сколько о политических противоречиях двух человек, а об их личном отношении к традициям и новому. Сквозь призму этого отношения, выясняется, что на кону не только личная жизнь, но и жизнь всего края. Больше – страны. «А что, если ваш эксперимент провалится?» - спросит «традиционалист». «Неужели хлеб дороже свободы и равенства?» - вопросом на вопрос ответит «новатор». Идет война противоречий, исход которой закольцовывается в то же личное отношение, с которого и началось. Если кратко, то мы имеем реакцию белых на действия красных. Захотели жить по-другому, лучше, да только нельзя по-другому и лучше, живя кучно, в созависимости от соседей. Простите мне «богохульный» пример: попробуйте в подъезде что-нибудь сами придумать и предпринять. Для комфорта, для удобства – пандус для инвалидов, камеры, двери… Неужели не будет реакции на вашу революцию?
Что еще удивительно и страшно – простое, обыденное отношение к смерти. Всего ничего-то до нас, а вот могли тогда запросто взять и убить. Пугнуть, избить или забить насмерть. Сегодня, слава Богу, затаенные обиды так не решаются. А если и решаются, то произошедшее не списывается на обстоятельства истории – войну, междоусобицу и т.д. Шолохов, а вместе с ним и Максим Горький, отчасти Лесков, сходятся на том, что человек деревни, человек аграрный – человек простой и от своей простоты жестокий. А еще он неграмотный. Значит, жестокость изводится грамотностью?
Какое нам до этого дело?
Итак, все эти ужасы и натурализм остались где-то там, в прошлом веке. Нам необходимо читать и помнить о них. Я вообще считаю, что выдумать что-то в голове такое, что полностью лишено опоры на реальность и действительное происшествие, невозможно. Отсюда делаю вывод, что все то, что описывает нам классическая литература – есть действительность. Это не байки, не враки, а то, что было. От написанного реальность может отличаться только «агрегатным» состоянием, другим набором «актеров». Держа это в голове, следует серьезно относиться к вспыхивающим то там, то тут очагам того самого, казалось бы, пережитого насилия. Наверное, только знание и «подготовка к войне» способны помочь нам разобраться, где действовать, а где бездействовать.
И закончу, пожалуй, советом ознакомиться с одним рассказом Шолохова 1926 года. Называется он «Чужая кровь». Думается, что его сюжет очень многое расскажет о человеческом долге, о любви и о прощении. И об этом нельзя забывать.
Датировки рассказов взяты из книги «Донские рассказы» (издательство «Молодая гвардия», 1975 г.). Дата начала работы над «Тихим Доном» из книги Валентина Осипова «Шолохов» (издательство «Молодая гвардия», 2010 г.).
Контакты:
ВКонтакте публикуются статьи о больших и интересных книгах, чтение которых составляет мой основной досуг. Статьи выходят с периодичностью раз в одну, две недели. Краткие заметки о беллетристике, биографиях и нон-фикшн – раз в 3 или 4 дня.
Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.
Поддержать поступком:
Вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.
Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712
QIWI — +7 977 340 65 97