Несколько лет назад, мне повезло лично познакомиться с интереснейшим человеком по имени Владимир Пирожков - одним из выдающихся на мой взгляд промышленных дизайнеров в России. Владимир долгое время жил и работал в Европе в автомобильных отрасли, сначала в должности дизайнера интерьеров Citroen, потом в качестве главного дизайнера интерьеров Toyota Europe. Вернулся в Россию в 2007 году по личному приглашению Германа Грефа. По его собственным словам, возвращаться стоило под какой-то значимый проект, и он для себя его нашел. Назвал он его условно "3D-транспорт", имея ввиду переход от перемещения по земле в третье измерение, другим словом - аэромобиль, хотя за базовую компоновку взята схема конвертоплана.
Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными двигателями (как, правило, винтовыми), которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте — как тянущие или толкающие; при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа. Обычно двигатели поворачиваются вместе с винтами, но могут поворачиваться одни лишь винты. (Определение из Википедии).
Не смотря на привлекательность идеи совместить достоинства самолетов и вертолетов, конвертопланы до сих пор не получили широкого распространения. Единственный в мире серийный конвертоплан Bell V-22 Osprey служит в морской пехоте США. Максимальная взлетная масса почти 27,5 тонн, вмещает 24 десантника. Максимальная скорость в самолётном режиме 565 км/ч, в вертолетном - 185 км/ч, крейсерская - 510 км/ч.
Военные отмечают сложность управления этой машины в переходных режимах, низкую надежность, отсутсвие практической возможности авторотации при отказах двигателей. До 2017 года было известно о 16 авариях и катастрофах из 167 построенных.
Так же, к недостаткам можно отнести неумение взлетать и садиться "по-самолетному" из-за размера винтов, а это позволило бы существенно сэкономить на топливе при наличии полосы, увеличить дальность полета, а так же, при необходимости, спланировать и сесть на вынужденную.
Тем не менее, есть определенный оптимизм при выборе именно этой схемы (тем более избытка известных и опробованных схем не наблюдается). Он основывается на некоторых оригинальных технических решениях в области построения стабильных аэродинамических конструкций, а так же ключевого узла схемы - поворотных механизмов винтов. Проведены предварительные расчеты и формирование общей компановки, которые показывают, что это может и должно летать.
Ожидаемые ТТХ концепта:
Взлетная масса 2400 кг
Кол-во пассажиров 6
Дальность 1500 км
Крейсерская скорость (км/ч) 450
Силовые установки Два ТВД (в перспективе электрические СУ) по 500 л.с.
Авиационную часть проекта ведет частное сертифицированное конструкторское бюро под руководством Есаяна Сергея Левоновича - выходец из КБ "Сухого", где участвовал в разработке лучших в мире спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31.
Проработав много лет в автомобильной индустрии, Владимир сделал правильный на мой взгляд вывод - как ни странно, авиационная промышленность отстала от автомобильной в плане технологичности на десятилетия. Являясь самым безопасным видом транспорта, как утверждает статистика, авиация является одновременно и одной из самых консервативных отраслей. По-этому, скажем изобретенный в 20 веке конвейер, в авиацию так и не пришел. Каждый самолет, выпускаемый в мире, даже если он серийный, остается штучным товаром, и сравнивать объемы выпуска и продаж автомобилей и летательных аппаратов всех схем, просто некорректно. А как известно, чем больше серия - тем ниже себестоимость изготовления единицы. Соответсвенно, предлагается изменить подход к проектированию и изготовлению летательных аппаратов, взяв лучшие применимые практики от автомобилистов. Тем самым, снизить стоимость конечного изделия до уровня 2х - 3х приличных внедорожников и обеспечить тем самым массовость производства и сбыта.
Как видите, задачи ставятся глобальные, но фантазером Владимира не назовешь, за эти годы он создал Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности «Кинетика» - это опытное производство с уникальным набором оборудования, которое позволяет изготовить прототип всего что проектируется из металла, пластика или композитов. Когда я первый побывал на этой площадке, я пытался представить что-нибудь, что невозможно было бы там изготовить и не смог ) Планируется, что летающий прототип будет построен именно там.
В портфолио "Кинетики" и лично Владимира, работы над автомобилями, которые мы все еще видим на дорогах, вертолетами и даже перспективным космическим кораблем.
Помимо технических проблем, задач которые нужно решить, что бы это когда-то стало реальностью достаточно много, и чем дальше углубляться в какой-то один аспект, будут открываться новые и новые слои. Работы в этом проекте на много лет.
Пишите в комментариях, что Вы думаете по поводу перспектив такого транспорта, здесь есть что обсудить и о чем поспорить.
PS. Уже опубликовав статью, решил добавить видео, снятое в гостях у Владимира, где он проводит экскурсию по своему "детскому саду" - так он сам называет студию, в которой проводятся занятия с детьми основам проектирования и дизайна при помощи подручных материалов, в основном обычного упаковочного картона. По-моему это очень круто! Дай Бог, что бы таких созидающих людей в нашей стране было как можно больше!