Найти тему
Вверх

Мечты о вертикальном взлете

Несколько лет назад, мне повезло лично познакомиться с интереснейшим человеком по имени Владимир Пирожков - одним из выдающихся на мой взгляд промышленных дизайнеров в России. Владимир долгое время жил и работал в Европе в автомобильных отрасли, сначала в должности дизайнера интерьеров Citroen, потом в качестве главного дизайнера интерьеров Toyota Europe. Вернулся в Россию в 2007 году по личному приглашению Германа Грефа. По его собственным словам, возвращаться стоило под какой-то значимый проект, и он для себя его нашел. Назвал он его условно "3D-транспорт", имея ввиду переход от перемещения по земле в третье измерение, другим словом - аэромобиль, хотя за базовую компоновку взята схема конвертоплана.

Слайд из презентации Владимира
Слайд из презентации Владимира

Конвертопланлетательный аппарат с поворотными двигателями (как, правило, винтовыми), которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте — как тянущие или толкающие; при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа. Обычно двигатели поворачиваются вместе с винтами, но могут поворачиваться одни лишь винты. (Определение из Википедии).

Не смотря на привлекательность идеи совместить достоинства самолетов и вертолетов, конвертопланы до сих пор не получили широкого распространения. Единственный в мире серийный конвертоплан Bell V-22 Osprey служит в морской пехоте США. Максимальная взлетная масса почти 27,5 тонн, вмещает 24 десантника. Максимальная скорость в самолётном режиме 565 км/ч, в вертолетном - 185 км/ч, крейсерская - 510 км/ч.

Фото с goodfon.ru
Фото с goodfon.ru

Военные отмечают сложность управления этой машины в переходных режимах, низкую надежность, отсутсвие практической возможности авторотации при отказах двигателей. До 2017 года было известно о 16 авариях и катастрофах из 167 построенных.

Так же, к недостаткам можно отнести неумение взлетать и садиться "по-самолетному" из-за размера винтов, а это позволило бы существенно сэкономить на топливе при наличии полосы, увеличить дальность полета, а так же, при необходимости, спланировать и сесть на вынужденную.

Тем не менее, есть определенный оптимизм при выборе именно этой схемы (тем более избытка известных и опробованных схем не наблюдается). Он основывается на некоторых оригинальных технических решениях в области построения стабильных аэродинамических конструкций, а так же ключевого узла схемы - поворотных механизмов винтов. Проведены предварительные расчеты и формирование общей компановки, которые показывают, что это может и должно летать.

Ожидаемые ТТХ концепта:

Взлетная масса 2400 кг

Кол-во пассажиров 6

Дальность 1500 км

Крейсерская скорость (км/ч) 450

Силовые установки Два ТВД (в перспективе электрические СУ) по 500 л.с.

Слайд из презентации "Кинетика"
Слайд из презентации "Кинетика"

Авиационную часть проекта ведет частное сертифицированное конструкторское бюро под руководством Есаяна Сергея Левоновича - выходец из КБ "Сухого", где участвовал в разработке лучших в мире спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31.

Проработав много лет в автомобильной индустрии, Владимир сделал правильный на мой взгляд вывод - как ни странно, авиационная промышленность отстала от автомобильной в плане технологичности на десятилетия. Являясь самым безопасным видом транспорта, как утверждает статистика, авиация является одновременно и одной из самых консервативных отраслей. По-этому, скажем изобретенный в 20 веке конвейер, в авиацию так и не пришел. Каждый самолет, выпускаемый в мире, даже если он серийный, остается штучным товаром, и сравнивать объемы выпуска и продаж автомобилей и летательных аппаратов всех схем, просто некорректно. А как известно, чем больше серия - тем ниже себестоимость изготовления единицы. Соответсвенно, предлагается изменить подход к проектированию и изготовлению летательных аппаратов, взяв лучшие применимые практики от автомобилистов. Тем самым, снизить стоимость конечного изделия до уровня 2х - 3х приличных внедорожников и обеспечить тем самым массовость производства и сбыта.

Первый вариант дизайна (из презентации Кинетики)
Первый вариант дизайна (из презентации Кинетики)

Как видите, задачи ставятся глобальные, но фантазером Владимира не назовешь, за эти годы он создал Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности «Кинетика» - это опытное производство с уникальным набором оборудования, которое позволяет изготовить прототип всего что проектируется из металла, пластика или композитов. Когда я первый побывал на этой площадке, я пытался представить что-нибудь, что невозможно было бы там изготовить и не смог ) Планируется, что летающий прототип будет построен именно там.

В портфолио "Кинетики" и лично Владимира, работы над автомобилями, которые мы все еще видим на дорогах, вертолетами и даже перспективным космическим кораблем.

Владимир Пирожков на Макс 2011
Владимир Пирожков на Макс 2011

Помимо технических проблем, задач которые нужно решить, что бы это когда-то стало реальностью достаточно много, и чем дальше углубляться в какой-то один аспект, будут открываться новые и новые слои. Работы в этом проекте на много лет.

Пишите в комментариях, что Вы думаете по поводу перспектив такого транспорта, здесь есть что обсудить и о чем поспорить.

PS. Уже опубликовав статью, решил добавить видео, снятое в гостях у Владимира, где он проводит экскурсию по своему "детскому саду" - так он сам называет студию, в которой проводятся занятия с детьми основам проектирования и дизайна при помощи подручных материалов, в основном обычного упаковочного картона. По-моему это очень круто! Дай Бог, что бы таких созидающих людей в нашей стране было как можно больше!