Термин и само явление "потребительский экстремизм" у нас в России тоже имеют место быть. Из своей практики приведу самый безобидный случай.
В общество защиты прав потребителей позвонил частный предприниматель, которого «кинула» бабушка-пенсионерка.
У бабульки сломался холодильник, и она вызвала на дом мастера. Тот приехал и добросовестно отремонтировал агрегат, заменив часть деталей. Бабулька сердечно поблагодарила мастера:
— Дай Бог тебе здоровья, сынок. Только сейчас у меня нет денег. Приходи завтра — я получу пенсию…
Мастер-предприниматель оказался не менее сердечным, и легко отозвался на просьбу симпатичной бабульки.
Однако на следующий день в дверной щели симпатично-благообразное лицо несимпатично спросило:
— Вам, собственно, что нужно?
— Деньги за ремонт, бабушка!
— Обезьяна тебе бабушка, какие деньги?
— Да вот, холодильник у вас вчера ремонтировал…
— Что-о-о?! Убирайся к черту, а то полицию позову.
После нескольких минут препирательств бабулька и в самом деле позвонила в полицию, которая тут же примчалась на помощь обиженной и оскорбленной, скрутила мастера-предпринимателя. Но, выяснив в чем дело, отпустили горемыку, весело посочувствовав ему и посоветовав обратиться к нам:
— Там тебе точно помогут!
Мы не ограничились выражением сочувствия и дали вот такой совет:
Никто из предпринимателей не застрахован от того, что их может «кинуть» какой-нибудь «продвинутый» потребитель. Правда, чаще на таком положении оказываются потребители. Поэтому нужно стараться максимально грамотно и цивилизованно оформлять отношения. В описываемом случае нужно было составить акт приемки работ, или взять с бабульки расписку, и, после получения денег, выдать документ о гарантийном обслуживании всего холодильника или агрегата. При оформлении гарантийных обязательств, как правило, должны фиксироваться заводские номера основных узлов, что, в свою очередь, помогло бы предпринимателю доказать факт замены или ремонта этих узлов.
Кстати, наш юрист Анна Николаевна о данной ситуации рассказала во время радиопередачи «Ваше право», не назвав ни одну фамилию или адрес. Но так совпало, что наша бабулька-экстремистка в этот момент сидела у радиоприемника. Ее растрогал (не возмутил!) рассказ юриста и она позвонила в общество защиты прав потребителей:
— Анна Николаевна, вы очень хорошо растолковали что к чему, но я хочу сказать, что мы, старшее поколение, не такие бессовестные, как новые русские. Мастер получит свои денежки…