Найти тему
CODE & DESIGN

Белорусский эксперимент: IT-сообщество без интернета

Оглавление

Ещё 20 лет назад никто не мог бы представить себе, как Интернет изменит наше общество. Но сейчас он необходим как воздух миллионам компаний, особенно в IT сфере. Что будет, если Интернет вдруг исчезнет по всей стране? Этот сценарий, похожий на фильм в жанре «постапокалипсис», недавно был реализован в Республике Беларусь: почти трое суток в стране не действовал широкополосный и мобильный доступ в Сеть.

Мы связались с коллегами из этой страны, чтобы узнать, какими для них были последствия 36 часов «оффлайна», и что происходит с сетью сейчас.

Короткая предыстория

Республику Беларусь называют «Кремниевой долиной Восточной Европы». В середине «нулевых» правительство страны сделало ставку на развитие IT, и в 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий (ПВТ). Сейчас его резидентами являются свыше 750 компаний, в числе которых Viber Media, Wargaming (Game Stream) и другие. По приблизительным оценкам, миллиард человек в мире использует разработки резидентов ПВТ.

Информационный сектор в Беларуси получает налоговые льготы от государства, а потому цены на разработку здесь ниже, чем в других европейских странах. Это привлекает заказчиков IT-услуг.

В 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий
В 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий

Блокировка длиной три дня

Отключения Интернета в стране начались днём 9 августа, во время президентских выборов, и продолжались вплоть до 12 августа. Власти страны объяснили это «кибератаками из-за рубежа», хотя большинство граждан страны уверены, что Белтелеком (крупнейший провайдер) провел отключения по приказу правительства.

12 августа ведущие IT-компании составили письмо к властям, в котором указали на огромные убытки, которые несут компании (и государство, получающее налоги). После этого соединение восстановилось, хотя перебои остаются до сегодняшнего дня, а социальная напряженность вокруг выборов ещё не улеглась.

Мы не будем углубляться в политику, а расскажем о ситуации «изнутри»: глазами наших коллег и партнеров, белорусской компании Manao. Они оказались в центре событий и, как и все, героически старались пробиться обратно в Сеть.

О компании

-3

Manao — бесперебойный аутсорс-продакшн. Компания поставляет «руки» и «головы» для других digital-компаний (чаще всего это агентства и интеграторы). Костяк команды составляют программисты и верстальщики. Основная рабочая технология – CRM Битрикс24. Чаще всего в Manao обращаются за техническими доработками и поддержкой.

О жизни компании во время принудительного ухода в оффлайн рассказал Дмитрий Гринкевич, сооснователь и генеральный директор компании.

ADDEO: Дмитрий, что происходило в офисе Manao, когда Сеть стала недоступна?

— Дмитрий Гринкевич: Еще в пятницу 07.08, предчувствуя, что грядут сложности, я объявил всем участникам команды о возможности работать из дома, начиная с понедельника. При этом офис был также открыт. Началось бурное обсуждение с кучей вопросов:

  • «Что делать, если у меня дома не будет доступа к Интернету?».
  • «Кто настроит Интернет в офисе?».
  • «Что именно нужно будет сделать?».

Успокоив команду, мы ушли на выходные. В воскресенье, как известно, соединение с интернетом уже пропало. К 11:00 в понедельник нам удалось найти «рабочий» VPN. Но даже с ним соединение было крайне нестабильным – часто «падало», восстанавливалось и опять пропадало. Кроме того, был недоступен наш CRM-портал, из-за чего периодически приходилось отключать VPN. Но тогда пропадала возможность вести работу над клиентскими проектами. В итоге приходилось постоянно переключаться между соединениями, что было крайне неудобно и требовало лишних временных затрат. Мы в какой-то степени были на связи, но назвать это полноценной работой нельзя – фактически многие процессы были замедлены.

Дмитрий Гринкевич: “Я на регулярной основе участвую в операционной деятельности. Руковожу командой, а также занимаюсь некоторыми ключевыми процессами. А именно продажи и коммуникации. В нашей сфере это абсолютно нормальная практика – когда руководитель участвует в переговорах с контрагентами”.

A: Упала ли продуктивность команды?

— Д.Г.: Да, и не только из-за проблем с CRM. Морально сотрудники были крайне подавлены: связи с внешним миром не было, все были в условиях неопределенности.

A: Вы рассматривали смену графика? Например, нерабочие дни на время “оффлайна”?

— Д.Г.: На случай, если бы доступа к Интернету совсем не было, у нас имелся план «Б» со следующими задачами:

  • Проведение внутреннего обучения – передача опыта.
  • Мозговые штурмы, обсуждение сложных задач.
  • Разработка внутренних проектов с помощью внутреннего сервера (к счастью, на его работу ничто не повлияло).
  • Уборка и расстановка вещей в новом офисе, куда мы недавно переехали.
  • На самый-самый крайний случай – наши любимые настольные игры :)
Коллекция настольных игр в офисе Manao действительно впечатляет!
Коллекция настольных игр в офисе Manao действительно впечатляет!

A: Хорошо, когда есть план Б, даже если он остается только планом! Но рабочие KPI, как вы сказали, не удалось до конца выполнить. Как бы вы оценили ущерб, нанесенный Manao отключениями?

— Д.Г.: Ущерб, разумеется, имеет место быть. Но чтобы оценить его, я бы, наверное, посмотрел на ситуацию глазами наших заказчиков. Благодаря тому, что за нами никогда не висят «долги» в плане проектных задач, особого аврала не было. Но были и неприятные ситуации: например, один из сотрудников не мог работать с клиентским проектом по причине блокировки VPN со стороны сервера зарубежного заказчика, который не был готов отключать защиту. Понимая, что в любом случае нужно находить компромиссное решение, мы уже даже собирались отправлять сотрудника в офис, находящийся в другой стране, фактически перейдя на формат аутстаффинга на территории заказчика, но не успели это сделать, так как на следующий день соединение восстановилось.

Дмитрий Гринкевич: клиенты, плановые звонки с которыми были перенесены, вполне адекватно и с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. А некоторые даже старались помочь.

«Коллапс», продлившийся несколько дней, к счастью, не успел причинить серьезные убытки. Как минимум, мы не получили ни одной негативной реакции. Клиенты, плановые звонки с которыми были перенесены, вполне адекватно и с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. А некоторые даже старались помочь. За что мы выражаем им огромную благодарность. И еще раз убеждаемся, что наши клиенты – лучшие! :)

Хочешь работать в крутой компании за рубежом? Возможно, вакансия твоей мечты — на одном из этих сайтов! Смотри нашу подборку карьерных порталов "От Hermes до Space X" и выбирай.