Найти в Дзене
CODE & DESIGN

Белорусский эксперимент: IT-сообщество без интернета

Ещё 20 лет назад никто не мог бы представить себе, как Интернет изменит наше общество. Но сейчас он необходим как воздух миллионам компаний, особенно в IT сфере. Что будет, если Интернет вдруг исчезнет по всей стране? Этот сценарий, похожий на фильм в жанре «постапокалипсис», недавно был реализован в Республике Беларусь: почти трое суток в стране не действовал широкополосный и мобильный доступ в Сеть. Мы связались с коллегами из этой страны, чтобы узнать, какими для них были последствия 36 часов «оффлайна», и что происходит с сетью сейчас. Короткая предыстория Республику Беларусь называют «Кремниевой долиной Восточной Европы». В середине «нулевых» правительство страны сделало ставку на развитие IT, и в 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий (ПВТ). Сейчас его резидентами являются свыше 750 компаний, в числе которых Viber Media, Wargaming (Game Stream) и другие. По приблизительным оценкам, миллиард человек в мире использует разработки резидентов ПВТ. Информационный
Оглавление

Ещё 20 лет назад никто не мог бы представить себе, как Интернет изменит наше общество. Но сейчас он необходим как воздух миллионам компаний, особенно в IT сфере. Что будет, если Интернет вдруг исчезнет по всей стране? Этот сценарий, похожий на фильм в жанре «постапокалипсис», недавно был реализован в Республике Беларусь: почти трое суток в стране не действовал широкополосный и мобильный доступ в Сеть.

Мы связались с коллегами из этой страны, чтобы узнать, какими для них были последствия 36 часов «оффлайна», и что происходит с сетью сейчас.

Короткая предыстория

Республику Беларусь называют «Кремниевой долиной Восточной Европы». В середине «нулевых» правительство страны сделало ставку на развитие IT, и в 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий (ПВТ). Сейчас его резидентами являются свыше 750 компаний, в числе которых Viber Media, Wargaming (Game Stream) и другие. По приблизительным оценкам, миллиард человек в мире использует разработки резидентов ПВТ.

Информационный сектор в Беларуси получает налоговые льготы от государства, а потому цены на разработку здесь ниже, чем в других европейских странах. Это привлекает заказчиков IT-услуг.

В 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий
В 2005 году рядом с Минском появился Парк высоких технологий

Блокировка длиной три дня

Отключения Интернета в стране начались днём 9 августа, во время президентских выборов, и продолжались вплоть до 12 августа. Власти страны объяснили это «кибератаками из-за рубежа», хотя большинство граждан страны уверены, что Белтелеком (крупнейший провайдер) провел отключения по приказу правительства.

12 августа ведущие IT-компании составили письмо к властям, в котором указали на огромные убытки, которые несут компании (и государство, получающее налоги). После этого соединение восстановилось, хотя перебои остаются до сегодняшнего дня, а социальная напряженность вокруг выборов ещё не улеглась.

Мы не будем углубляться в политику, а расскажем о ситуации «изнутри»: глазами наших коллег и партнеров, белорусской компании Manao. Они оказались в центре событий и, как и все, героически старались пробиться обратно в Сеть.

О компании

-3

Manao — бесперебойный аутсорс-продакшн. Компания поставляет «руки» и «головы» для других digital-компаний (чаще всего это агентства и интеграторы). Костяк команды составляют программисты и верстальщики. Основная рабочая технология – CRM Битрикс24. Чаще всего в Manao обращаются за техническими доработками и поддержкой.

О жизни компании во время принудительного ухода в оффлайн рассказал Дмитрий Гринкевич, сооснователь и генеральный директор компании.

ADDEO: Дмитрий, что происходило в офисе Manao, когда Сеть стала недоступна?

— Дмитрий Гринкевич: Еще в пятницу 07.08, предчувствуя, что грядут сложности, я объявил всем участникам команды о возможности работать из дома, начиная с понедельника. При этом офис был также открыт. Началось бурное обсуждение с кучей вопросов:

  • «Что делать, если у меня дома не будет доступа к Интернету?».
  • «Кто настроит Интернет в офисе?».
  • «Что именно нужно будет сделать?».

Успокоив команду, мы ушли на выходные. В воскресенье, как известно, соединение с интернетом уже пропало. К 11:00 в понедельник нам удалось найти «рабочий» VPN. Но даже с ним соединение было крайне нестабильным – часто «падало», восстанавливалось и опять пропадало. Кроме того, был недоступен наш CRM-портал, из-за чего периодически приходилось отключать VPN. Но тогда пропадала возможность вести работу над клиентскими проектами. В итоге приходилось постоянно переключаться между соединениями, что было крайне неудобно и требовало лишних временных затрат. Мы в какой-то степени были на связи, но назвать это полноценной работой нельзя – фактически многие процессы были замедлены.

Дмитрий Гринкевич: “Я на регулярной основе участвую в операционной деятельности. Руковожу командой, а также занимаюсь некоторыми ключевыми процессами. А именно продажи и коммуникации. В нашей сфере это абсолютно нормальная практика – когда руководитель участвует в переговорах с контрагентами”.

A: Упала ли продуктивность команды?

— Д.Г.: Да, и не только из-за проблем с CRM. Морально сотрудники были крайне подавлены: связи с внешним миром не было, все были в условиях неопределенности.

A: Вы рассматривали смену графика? Например, нерабочие дни на время “оффлайна”?

— Д.Г.: На случай, если бы доступа к Интернету совсем не было, у нас имелся план «Б» со следующими задачами:

  • Проведение внутреннего обучения – передача опыта.
  • Мозговые штурмы, обсуждение сложных задач.
  • Разработка внутренних проектов с помощью внутреннего сервера (к счастью, на его работу ничто не повлияло).
  • Уборка и расстановка вещей в новом офисе, куда мы недавно переехали.
  • На самый-самый крайний случай – наши любимые настольные игры :)
Коллекция настольных игр в офисе Manao действительно впечатляет!
Коллекция настольных игр в офисе Manao действительно впечатляет!

A: Хорошо, когда есть план Б, даже если он остается только планом! Но рабочие KPI, как вы сказали, не удалось до конца выполнить. Как бы вы оценили ущерб, нанесенный Manao отключениями?

— Д.Г.: Ущерб, разумеется, имеет место быть. Но чтобы оценить его, я бы, наверное, посмотрел на ситуацию глазами наших заказчиков. Благодаря тому, что за нами никогда не висят «долги» в плане проектных задач, особого аврала не было. Но были и неприятные ситуации: например, один из сотрудников не мог работать с клиентским проектом по причине блокировки VPN со стороны сервера зарубежного заказчика, который не был готов отключать защиту. Понимая, что в любом случае нужно находить компромиссное решение, мы уже даже собирались отправлять сотрудника в офис, находящийся в другой стране, фактически перейдя на формат аутстаффинга на территории заказчика, но не успели это сделать, так как на следующий день соединение восстановилось.

Дмитрий Гринкевич: клиенты, плановые звонки с которыми были перенесены, вполне адекватно и с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. А некоторые даже старались помочь.

«Коллапс», продлившийся несколько дней, к счастью, не успел причинить серьезные убытки. Как минимум, мы не получили ни одной негативной реакции. Клиенты, плановые звонки с которыми были перенесены, вполне адекватно и с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. А некоторые даже старались помочь. За что мы выражаем им огромную благодарность. И еще раз убеждаемся, что наши клиенты – лучшие! :)

Хочешь работать в крутой компании за рубежом? Возможно, вакансия твоей мечты — на одном из этих сайтов! Смотри нашу подборку карьерных порталов "От Hermes до Space X" и выбирай.