20-го августа во время междугородного перелёта оппозиционеру Алексею Навальному стало плохо. В этот день с утра Навальный пил чай.
Не только у сторонников Навального, но и у многих других людей возникло более чем правдоподобное предположение: политик был отравлен. Слишком во многих местах он перешёл дорогу президенту и правящей партии. И теперь, когда всерьёз обсуждается фактическое присоединение Белоруссии к России, которое уже едва ли ни на носу (или, выражаясь официальным языком, на повестке дня), понятно, что Навальный стал особенно неудобен. Разумеется, нынешняя ситуация в Белоруссии далеко не единственное, что могло бы стать поводом физически устранить Навального. Перечислять иные причины для возможного насильственного устранения Навального никакой бумаги бы не хватило.
Невозможно, однако, не упомянуть о скандальных расследованиях, который вёл Навальный как глава ФБК. Понятно, что изыскания Навального относительно того, у каких людей, откуда и что берётся, изрядно надоели высокопоставленным владельцем роскошных дач, автомобильных табунов и всякого прочего добра. Исследования Навального (по понятным причинам) подчас не приводили ни к каким практическим выводам в правящих верхах (хотя кого-то, кажется, даже посадили). Однако люди, сидящие у экранов компьютеров, с которых выступал Навальный, вынуждены были задуматься, а официальные лица, которым не чуждо ничто человеческое, подвергались репутационным рискам.
Вот, например, Навальный не поленился разыскать в Подмосковье роскошную дачу ВРИО губернатора Хабаровского края - Дегтярёва, даже не дачу, а целое поместье. Далее интрига развивалась по нарастающей, Дегтярёв был вынужден как-то объяснить своё достояние. Дегтярёв сказал, что его родители много работали за границей и вот, чтобы обеспечить себе достойную старость, купили дом в Подмосковье. В самом деле, у кого возникнет мысль в чём-то уличать почтенных пожилых людей, которые всю жизнь работали не покладая рук - и вот обзавелись дачей не где-нибудь на Майями, а у себя на родине (тем самым выказав неподдельный патриотизм)! Но во всей этой конструкции имеется одна маленькая неувязка: из слов Дегтярёва неизбежно следовало, что живя и работая в России, на сколько-то серьёзную дачу не заработаешь. А если дело обстоит так, то слова Дегтярёва о неких заграничных провокаторах, которые мутят воду в Хабаровске, выглядят весьма двусмысленно. Дегтярёв усматривает в хабаровских протестах иностранный след, а сам владеет дачей, купленной фактически на заграничные деньги. Разумеется, Дегтярёв далеко не единственный объект исследований Навального. Чего стоит человек с говорящей фамилией Трутнев, который тоже отнюдь не бедствует и который приложил немало усилий к тому, чтобы посадить Фургала, бывшего губернатора Хабаровского края! Слишком многим людям (их не счесть) Навальный в последнее время очень мешал. С ним надо было срочно что-то делать.
И вот из немецкой клиники «Шарите», где Навальный по счастью оказался, поступило сообщение, что политик с большой вероятностью мог быть отравленным, и даже было (хотя бы предварительно) выявлено вредоносное вещество, которое могло находиться в его организме на момент катастрофы.
Автор этих строк не врач и не следователь. Он не видел злодея, который подсыпал Навальному в чай отравляющее вещество, и не проводил медицинских исследований за отсутствием соответствующих компетенций. Стало быть, он не может высказываться о том, чего не видел и не знает.
Но собственно был ли Навальный отравлен физически, в каком-то смысле даже неважно, поскольку в русском языке (который согласно недавним поправкам в конституции признан государствообразующим) слова «отравление» и «травля» являются однокоренными. Грубейшая травля, который подвергался Навальный в течение всех последних лет, настолько лежит на поверхности, что о ней даже писать неудобно; это всё равно, что лишний раз констатировать: дважды-два четыре или Волга впадает в Каспийское море.
Так, прошлым летом Навальному, несмотря на то, что он набрал необходимое число голосов, не дали баллотироваться в Думу под совершенно маразматическим предлогом канцелярского толка. И в последующее время человеку совершенно не давали покоя. Изводили всячески. Как липку трясли ФБК Навального. Под более чем надуманными предлогами не давали Навальному выступить на телевиденье в честной и открытой дискуссии с политическими оппонентами. Всё это вместе взятое постепенно «набухало» и привело к печальному итогу даже безотносительно к тому, какое именно вещество было предусмотрительно добавлено в чай Навального.
По поводу того, что случилось с Алексеем (на версии отравления по-прежнему не настаиваем), не преминул высказаться пресс-секретарь президента. Он пожелал Навальному выздоровления, как и любому другому гражданину страны. Путин по поводу Навального высказался гораздо более лаконично и без лишних эмоций: «Он заболел».
Хочется понадеяться, что выздоровев, Навальный вернётся в политическое пространство и будет, наконец, услышан властью. Речь не идёт о том, чтобы непременно вручать Навальному какой-либо почётный пост - достаточно того, чтобы ему давали свободно высказываться, дышать, жить и работать. Достаточно того, чтобы его впредь не душили - даже безотносительно к тому, прав он или не прав в каждом из своих тезисов.
Иначе, окончательно сложится весьма двусмысленная картина. Есть Навальный, иногда, быть может, способный в чём-то и ошибаться, перегибать палку, но живой и настоящий. И есть официальные лица, которые успешно функционируют, заседают в президиумах, но существуют только номинально.