Католическая и православная церкви уделяют повышенное внимание Марии. Протестанты же, как правило, наоборот, проявляют к ней заниженный интерес. Писания не учат, что Марии следует поклоняться, но она, несомненно, достойна нашего уважения. Ведь из всех живших на земле женщин именно ее избрал Бог, чтобы она стала матерью нашего Господа! Христовой церкви нужно больше учить и проповедовать о Марии как в позитивном плане [утверждая имеющиеся факты], так и в негативном [отвергая всевозможные домыслы о ней].
До того как взяться за исследование материала о Марии, я и не думал, как мало у нас о ней библейских сведений. Кроме рассказа о рождении и младенчестве Иисуса, о Марии упоминается всего лишь несколько раз в Евангелиях (Ин. 2:1-12; Мф. 12:46-50 [см. также Мк. 3:21, 31-35; Лк. 8:20, 21]; Мф. 13:55 [см. также Мк. 6:3; Ин. 6:42]; Ин. 19:25-27), однажды в начале Деяний (Деян. 1:14) и ни разу в Посланиях. Большая часть из того, что мы знаем о ней, находится в Лк. 1.
НАСТОЯЩАЯ МАРИЯ
Мария, мать Иисуса, принадлежит к числу воистину особенных людей, когда-либо живших на земле. Согласно Лк. 1:48, все роды должны признавать тот факт, что она благословлена Богом. Однако прежде чем рассуждать, почему Бог избрал Марию, нужно спросить, о какой Марии мы говорим.
Несколько лет назад на американском телевидении транслировалось шоу под названием “Сказать правду”. В передаче обычно были три участника, и каждый заявлял, что он такой-то и что он совершил нечто выдающееся. Зрители в студии задавали им вопросы, после чего пытались определить, кто сказал правду. В конце передачи ведущий говорил: “Настоящий [имя человека], встаньте, пожалуйста!”
Воспользуемся образом этого шоу и представим себе трех сидящих лицом к зрителям женщин, каждая из которых утверждает, что она Мария. Поднимается первая женщина: статная, с матовой кожей и красиво уложенными волосами, одетая в царские одежды. Вокруг ее головы сияние, правая рука поднята в благословении. “Я Мария, — уверенно говорит она, — мать Иисуса”. Так изображают Марию на многих религиозных картинах и такой, по утверждению многих, она предстает в видениях. Большая часть наших зрителей — значительная часть религиозного мира — кричит: “Это она! Это Мария!”
Затем встает вторая женщина, неброская и маленькая, закутанная в покрывало. Когда она говорит, ее голос звучит так тихо, что нужно напрягать слух: “Я Мария, мать Иисуса”. Кто-то станет настаивать: “Именно это и есть библейская Мария”. Ведь некоторые из нас другой Марии и не знают.
Наконец, поднимается третья женщина. У нее смуглая кожа, темные волосы и черные глаза палестинской иудейки. Она одета в простое крестьянское платье, но излучает спокойное достоинство. Ей бесспорно знакомы и великое страдание, и великая радость. Она смиренно говорит: “Я Мария, мать Иисуса”.
“Настоящая Мария, встаньте, пожалуйста!”
Чтобы назвать ее “благословенной”, мы должны прежде решить, какой была настоящая Мария. Сделав это, мы можем затем исследовать те качества, которые выделяют ее среди других. Надеюсь, после этой проповеди о Марии все мы больше будем ценить Марию — такой, какой она была в действительности, а не такой, какой она предстает в учениях людей.
Я попытаюсь “открыть настоящую Марию, отбросив все обертки, в которые ее упаковали”. Во многих частях света подарки заворачивают в разноцветную бумагу и обвязывают ленточками. Чтобы добраться до подарка, нужно с него снять всю эту мишуру. После этого упаковку обычно выбрасывают.
Со временем люди упаковали Марию во множество догматов, которых нет в Писаниях. Они сделали это, чтобы воздать ей почесть, но в итоге только скрыли от нас настоящую Марию. Я хочу снять эти обертки — одну за другой. Если вас научили почитать Марию, помните: все, что я сниму — это обертки, в которые ее завернули люди. Ничто из сказанного мной не будет во вред самой Марии. Удаление оберток не делает подарок внутри менее значимым. Ведь единственный способ сполна оценить подарок — это увидеть его без упаковки.
ДОГМАТ О ТЕЛЕСНОМ ВОЗНЕСЕНИИ
Одной из последних оберток вокруг Марии является учение о взятии ее тела на небо. (Другие учения, включая то, что Мария была и есть Искупительница наравне с Иисусом, находятся в процессе разработки). Это учение, провозглашенное папской буллой в 1950 г., утверждает, что в конце своей земной жизни Мария вознеслась душой и телом на небеса. У этого учения два недостатка: во-первых, Библия этому не учит. Во-вторых, Библия фактически учит противоположному. Иисус утверждал, что “никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий” (Ин. 3:13). Если вам будут говорить, что Иисус сказал эти слова при Своей жизни, а Мария вознеслась позже, то укажите на следующие факты: (1) слова Иисуса были пророческими. Он использовал так называемое пророческое прошедшее время, относящееся к будущему. (2) Иоанн записал слова Иисуса в 90-е гг., через много лет после смерти Марии. Итак, отбрасываем первую обертку.
ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ
Вторая обертка, которую мы видим, это учение о непорочном зачатии Марии. Этот сравнительно новый догмат, смутно представленный в сочинениях IV-V веков, окончательно оформился только в 1854 г. Он возник из доктрины “всеобщего наследственного грехопадения”, которая учит, что все люди рождаются “греховными”, наследуя вину греха Адама. Отступническая церковь учила о наследуемой греховности, но церковной иерархии не нравилось говорить, что Мария родилась греховной. Поэтому они провозгласили, что при зачатии Марии произошло чудо: она была зачата “непорочно” и, следовательно, не родилась “в грехе”.
Я не имею ничего против того, что Мария родилась безгрешной, поскольку Библия учит, что каждый ребенок рождается безгрешным. Иисус говорил, что царство небесное принадлежит детям (Мф. 19:14; см. также 18:3). Пророк Иезекииль подчеркивал, что каждый из нас отвечает за собственный грех, что мы не отвечаем за грехи своих отцов (Иез. 18:20) — включая и грехи нашего “отца” Адама.
Однако отступническая церковь эту концепцию безгрешности переработала по-своему. В XVI в. Тридентский собор официально провозгласил, что Мария была свободна от всех объективных и субъективных грехов, что она ни разу в жизни не совершила ни одного греха. С этим мы согласиться не можем. Библия учит, что единственным безгрешным Человеком, который когда-либо жил на земле, был Иисус Христос (1 Пет. 2:22; Евр. 4:15), все же остальные согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:10, 23; 1 Ин. 1:10). В Лк. 1, в начале своей хвалебной песни, Мария говорит: “И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем” (ст. 47). Только погибшие нуждаются в спасителе; Мария понимала, что нуждается в спасении, как все мы. Обертку безгрешности тоже необходимо отбросить.
ПОЧИТАНИЕ МАРИИ И ПОКЛОНЕНИЕ ЕЙ
Третья обертка, с которой мы сталкиваемся, — наиболее проработанная: почитание Марии и поклонение ей. Под этим понимается молитва перед статуями или иконами Марии и присвоение ей титулов, которых нет в Писаниях, таких как “Матерь Божья” (“Богоматерь”, “Богородица”). В Новом Завете Мария выступает как “мать Господа моего” (Лк. 1:43) и “Мать Иисуса” (Ин. 2:1), но никогда и никто не называет ее Матерью Божьей, Богородицей и пр. Божество Иисуса по своей природе вечно (Ин. 1:1-3; Евр. 1:10-12) и никак не зависело от Марии. От Марии у Господа было только плотское тело (Рим. 1:3; см. Ин. 3:6).
Особую тревогу у меня вызывает практика обращения к Марии за помощью и ходатайством за нас перед Богом. В XV в. к духовному гимну Ave Maria были добавлены такие слова: “Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас”. Мне тревожно потому, что это ложно характеризует Марию. Писания нигде не учат, что Мария служит нашей посредницей [или “Заступницей”] пред Богом. Напротив, Павел говорил, что “един и Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус” (1 Тим. 2:5; см. также 1 Ин. 2:1; Деян. 4:12).
Мне тревожно еще и потому, что это ложно характеризует Бога. Когда одну женщину спросили, почему она молится Марии, она ответила: “Если Иисус и послушает кого-нибудь, так это Свою мать”. Что это говорит о Боге и Иисусе? Что они не хотят нас слушать — поэтому мы вынуждены искать кого-то, кто повлиял бы на них. Библия, однако, учит, что Бог любит нас и заботится о нас. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8, 16) и “Он печется о вас” (1 Пет. 5:7). Автор Послания к евреям подчеркивал, что Иисус “может сострадать нам в немощах наших”, поэтому мы “приступаем с дерзновением к престолу благодати” (Евр. 4:14-16).
После упоминания Марии в Деян. 1 ее имени мы не встретим до самого конца Нового Завета, включая и двадцать одно письмо церквам и христианам. Авторы ничего не знали о том, какое огромное внимание уделяется сегодня Марии. Обертку небиблейского возвеличивания тоже нужно отбросить.
ДОГМАТ О ВЕЧНОЙ ДЕВСТВЕННОСТИ
И вот мы подошли к последней обертке. Она настолько почитаема, что я подхожу к ней с осторожностью. В представлении многих это самая определяющая характеристика Марии. Для них оспаривание этой доктрины равносильно нападкам на саму Марию. Я говорю о догмате приснодевства, или вечной девственности Марии. Эта обертка — самая старая из всех, но все же несколько столетий не дотягивает до апостольского происхождения. Концепция приснодевства имела неясные очертания еще в V в., а в VII в. стала официальным учением.
На первый взгляд, это учение кажется достаточно невинным. Разве имеет значение, оставалась Мария девственницей или нет? Имеет — во-первых, потому, что этому не учат Писания. Мария была девственницей, когда зачала и родила Иисуса (Мф. 1:23, 25), но мы не находим никаких указаний на то, что в таком состоянии она и осталась. Напротив, в Писаниях сказано, что Иосиф и Мария состояли в браке, и Мария была верной женой Иосифу. По иудейскому закону, брак не был браком, пока супруги не вступали в брачные отношения. Новый Завет учит, что в браке супруги не должны уклоняться от сексуальных отношений (1 Кор. 7:3-5). Мф. 1:25 говорит, что Иосиф “не знал ее, как наконец она родила Сына своего” (В Славянском Евангельском Обществе доколе, в Современном Переводе пока; см. также Мф. 1:18). Мф. 13:55, 56 рассказывает, что Иисус имел, по крайней мере, четырех братьев и двух сестер. [Фактически они были единоутробными братьями и сестрами Иисуса, так как имели одну мать (Марию), но не одного отца (отцом Иисуса был Бог, а их отцом был Иосиф)]. Наиболее естественно понять этот отрывок так, что Иосиф и Мария в конечном счете жили как муж и жена и имели других детей. Утверждается, будто это были либо дети Иосифа от первого брака, либо двоюродные братья и сестры Иисуса. Ничто в контексте не указывает на такую вероятность. Подумайте вот о чем: если “братья” Иисуса были сыновьями Иосифа от первого брака, тогда, по закону, не Иисус, а один из них должен был унаследовать Давидов престол.
От догмата о приснодевстве Марии нельзя просто так отмахиваться еще и потому, что он умаляет институт брака и семьи и говорит, что быть холостым — каким-то образом святее, чем состоять в браке. Павел предсказывал, что одной из характеристик отступничества будет запрет вступать в брак тем, кто хочет жить святой жизнью:
«...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжецов, клейменных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу…» (1 Тим. 4:1-3).
Писания учат, что “брак у всех да будет честен и ложе непорочно” (Евр. 13:4). Учение, что Мария не исполняла своих супружеских обязанностей, вовсе не делает наше представление о ней лучше. Какой бы привлекательной для нас ни была обертка приснодевства, ее тоже нужно снять.
👉🏻 Подбор и покупка туров (Реклама. ООО "Онлайн Тревел Групп". ИНН 7708398818)