Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.
Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Развитие торпедного оружия до русско-японской войны
2.7. Производство, пристрелка и испытания торпед
В течение многих лет в литературе по торпедному оружию поддерживалась версия о том, что снабжение русского флота торпедами находилось в полной зависимости от заграницы, в частности от завода Уайтхеда. Обстоятельства дела представлялись в таком виде, что роль отечественной промышленности сводилась к ничтожному по количеству выпуску слепо скопированных иностранных образцов. Однако подлинные сведения о производительности Обуховского завода и завода Лесснера показывают, что средний годовой выпуск Обуховского завода составлял около 70 торпед, а завода Лесснера — 95 торпед.
Сведения о количестве торпед, изготовленных и сданных приемщику Обуховским заводом на период с 1 окт. 1898 г. по 1 окт. 1903 г.
Всего сдано за 5 лет 362 мины разных образцов, а именно:
Обр. 1892 г. (45 см) - 6; Обр. 1894 г. - 25; Обр. 1897 г. - 158; Обр. 1898 г. -173.
По отдельным годам будет так: с 1 окт.1898 г. по 1 окт.1899 г. - 32 мины; с 1 окт.1899 г. по 1 окт.1900 г. -104; с 1 окт.1900 г. по 1 окт.1901 г. - 51; с 1 окт.1901 г. по 1 окт.1902 г. - 69; с 1 окт.1902 г. по 1 окт.1903 г. -106.
Всего 362 ... Кроме того, с 1 октября с. г. остается еще изготовить и сдать по существующим нарядам 143 мины, именно: Обр. 1897 г. —90 Обр. 1898 г.— 53 Обуховский завод 21 октября 1903 г.
Инженер-технолог 77. Сильверсван
Сведения о количестве мин ... изготовленных Акц. Общ-вом Г. А. Лесснера за период с 1 окт. 1898 г. по 1 окт. 1903 г., для Морского Ведомства
Всего сдано за 5 лет 418 мин разных образцов, а именно: Обр. 1898 г. I,II, III и IV партии - 358 шт.; Обр. 1898 г. II партии с наделками для подводного аппарата - 14; Катерных мин - 46.
По отдельным годам будет так: с 1 октября 1898 г. по 1 октября 1899 г. - 16 шт.; с 1899 г. - 1900 г. - 105 шт.; с 1900 г. - 1901г. - 96 шт.; с 1901г. - 1902 г. - 92 шт.; с 1902 г. - 1903 г. -109 шт. Всего 418 шт.
Кроме того, приготовлены в 1901 г. 16 мин образца 1898 г. II партии для Управления Электрической частью (Инженерного Ведомства).
С 1 октября 1903 г. осталось еще приготовить 33 мины образца 1898 г. IV партии. 22 октября 1903 г.
С начала поступления торпедного оружия на флот обязательным этапом изготовления и сдачи торпед флоту стала их пристрелка. Она заключалась в проверке каждой торпеды на ее соответствие расчетным параметрам: скорости и дальности хода, точности движения на заданной глубине и по заданному направлению. Первоначально пристрелка торпед осуществлялась кораблями учебных минных отрядов. Такие отряды были созданы на Балтийском и Черноморском флотах еще в начале 70-х годов. В их функции входили две главные задачи: испытание новых образцов минно-торпедного оружия и обучение личного состава флота обращению с ним. О характере боевой подготовки флота по использованию торпед и ее масштабах можно судить по содержанию одного из ранних документов.
Из доклада заведующего минной частью Черноморского флота флигель-адъютанта Дикова следует: «В навигацию 1879 года (с апреля и до начала ноября) было сделано 602 выстрела самодвижущимися минами...
Стреляли с 7-ми миноносцев, вооруженных подводными выбрасывающими аппаратами, с 2-х миноносцев и с одного большого катера, вооруженных боковыми откидными трубами (временное приспособление), из подводного гидравлического аппарата и из палубного станка или пушки, установленных на шхуне «Гонец»... опыты с минами... производились с целью: Практически подготовить офицеров... и минную прислугу для действий минами и аппаратами...; Решить возможность надводного метания... мин при известном возвышении спусковых труб над поверхностью воды и определить вероятность успеха такой стрельбы...».
«... V. Определить кривую, по которой мины идут под водою при метании из аппаратов различной системы (сделано около 100 выстрелов).
... VII. Определить влияния волнения и крена на направление выпущенных мин с миноносцев (сделано 9 выстрелов).
VIII. Испытать мину № 2, изготовленную в Кронштадтской мастерской самодвижущихся мин и мину № 274, переделанную средствами Николаевской минной мастерской из одновинтовой в двухвинтовую (сделано 46 выстрелов).
... 540 опытов метания двухвинтовыми минами Уайтхеда старого и нового образца позволяют сделать заключение, что эти мины вполне пригодны для надводного метания как на ходу, так и на якоре.. ... Замечено, что одною и той же миной не следует делать больше 10 выстрелов подряд, без разборки к осмотра... На основании результатов 356-ти выстрелов, произведенных разными минами с 7-ми миноносцев, составлена приблизительная таблица 1 вероятности попадания на различных расстояниях. ... Ввиду... явного преимущества двухвинтовых мин, пригодных для всякого спускового приспособления, весьма полезно было бы переделать все одновинтовые мины в двухвинтовые... ... На основании опытов Николаевской минной мастерской составлено наставление для разборки мин...».
Как видно из этого, флот набирался опыта боевого применения и эксплуатации торпедного оружия с последующей разработкой руководящих документов по тактике использования торпедного оружия и различных эксплуатационных инструкций. Кроме этого уделялось немало внимания натурным экспериментам по усовершенствованию конструкции торпед (одновинтовые — двухвинтовые), а также сбережению материальной части в ходе практических стрельб (не делать более 10 выстрелов подряд одной торпедой). Обращает на себя внимание высокий уровень инженерной подготовки офицеров и личного состава кораблей.
В докладе Технического Морского Комитета по минному делу Управляющему Морским Министерством об усовершенствовании минного дела в России говорилось:
«Обязанность Минного Отдела Морского Технического Комитета, между прочим, состоит в том, чтобы совершенствовать минное дело на флоте. Для успешного выполнения такой задачи необходимо не только следить за развитием этого дела заграницей, но и производить у себя постоянные Минные опыты, которые по своему значению распадаются на два отдела:
1. На опыты, требующие значительных средств с целью испытания аппаратов и мин и решения существенно важных вопросов по вооружению судов и по применению мин к боевым целям.
2. На опыты проверочные, а также с целью усовершенствования мелких деталей; последние опыты, несмотря на свое второстепенное значение, также необходимы, как и первые...; ...Потребность в проверочных опытах возникает при обсуждении в Техническом Комитете различных предложений специалистов. ...Комитет полагал бы в следующем году произвести, между прочим, следующие опыты:...
...2. Опыты и испытания нового взрывчатого вещества... разработка самого вещества (ведется) в Минном классе и требует еще лабораторные исследования.
3. Разработка горящего состава для указания пути мины Уайтхеда.
4. Испытания остойчивости различных типов мин Уайтхеда...
... 7. Составление таблиц стрельбы метательными минами на ходу... ...11. Испытание различных зарядов для пороховой стрельбы минами Уайтхеда».
Разнообразность направлений исследования минного оружия и масштабы проводимых испытаний подтверждает также отчет о работе Кронштадтской пристрелочной торпедной станции за 1891 год:
«Станция работала с 8 мая по 7 сентября. Сделано выстрелов в навигацию 1891 года - 1630. На пристрелке находилось 184 торпеды...
...По распоряжению Технического Комитета были произведены следующие опыты: 1) ...над минами с увеличенным зарядом (5 пуд); 2) ножи для прорезания сетей заграждения, предложенные отставным механиком Стеновым; 3) испытывался резиновый наконечник, предложенный Техническим Комитетом «для стрельбы минами по судам».
В 1903 году, когда наметилась возможность значительного повышения дальности хода торпед, в решение вопроса о строительстве плавучих пристрелочных станций вмешался вице-адмирал С. О. Макаров. В его докладе говорится:
«Замедление в пристрелке мин подвергалось неоднократным обсуждениям... имею честь донести, что требуется безотлагательное решение вопроса об ускорении испытания мин. К осени 1902 года в Кронштадтском складе и на разных заводах состояло вполне готовых не пристрелянных мин 118 штук; к осени настоящего года в Кронштадтском порту имеется готовых не пристрелянных мин 99 штук, на Обуховском заводе 8 штук; итого 107 штук. Ежегодно выделывается до 250 штук, из которых большая часть для Балтийского флота, а Кронштадтская станция пристреливает лишь до 140 штук, следовательно, нет никакой надежды при существующем теперь порядке поспевать с пристрелкою по мере изготовления мин...
... Оказывается, что для пристрелки мин в настоящее время приходится делать до 20 выстрелов. Если бы пристрелочный бассейн был больше, то можно было бы начинать пристрелку выстрелом из надводного аппарата на прочность, тогда как теперь, стреляя в Военной гавани, надо сначала сделать грубую пристрелку... Чтобы она удовлетворяла текущие нужды, надо изменить систему пристрелки, отказавшись у тех мин, которые работают с прибором Обри, от той точности, которую мы преследуем в настоящее время. Все это дело очень сложное и требуется всестороннее обсуждение для правильного решения вопроса... Вице-адмирал Макаров.
В совершенствовании торпед при их изготовлении и пристрелке видное место принадлежит матросам, унтер-офицерам и мастерам. Обращает на себя внимание рапорт николаевского мастера Максимова, предложившего в 1891 году производить заливку практических зарядных отделений водой, как это стали делать впоследствии во всех иностранных флотах. Рапорт мастера Максимова последовал как протест против кабинетного решения Морского Технического Комитета, согласно предписанию которого практические зарядные отделения должны были заполняться деревом, пробкой и проч.
При анализе истории развития торпед в русском флоте большой интерес представляет деятельность флота в направлении усовершенствования торпедного оружия. Ниже приводятся выдержки из программ по минным опытам на флоте и некоторые документы из переписки по минным опытам. Содержание программ отличается самостоятельностью в постановке задач, чувством нового, широким кругом вопросов, которым занимался флот. Нет сомнения, что тематика минных опытов, как правило, разрабатывавшаяся наиболее грамотными корабельными и флагманскими специалистами, возникала под влиянием работ крупнейших ученых и специалистов флота, деятельность которых по времени совпадала с периодом разрешения очередных проблем в развитии оружия .
Из программы опытов на Черноморском Минном отряде в кампанию 1887 года
... 14. Опыты пробивания различного вида и веса сетей на якоре и на ходу при выстрелах нормально и под углом в 60°, 45°, 30° к сети.
15. Опыты различного рода способов уничтожения заграждений против миноносок и мин ... как-то бонов, сетей и т. п.
... 17. Стрельба с прибором Пылеева, определяющим работу диска гидростатического прибора.
... 22. Испытать параллельной стрельбой по движущемуся щиту прицелы Азарова...
... 24. Продолжать стрельбу порохом и воздухом на волнении.
Из описания устройства и действия аппарата для прорезания сетей
... Разрушать сеть надо силой, приложенной не по направлению движения мины, а по направлению, перпендикулярному к нему, причем самая сила, разрушающая сеть, должна получаться не на счет живой силы мины, а от постороннего источника, и по своему характеру должна быть быстро нарастающей.
Такой цели можно удовлетворить, если сделать ножи откидывающимися посредством пороховых патронов, взрывающихся при попадании мины в сеть, причем этот взрыв не должен отклонять мины и вообще вредно отзываться на ее работе... При попадании мины в сеть, если она войдет в кольцо сети, это кольцо надавит на три ножа, вследствие чего... произойдет взрыв или одного из патронов или нескольких...
19 августа 1897 года. Минный офицер мореходной канонерской лодки «Грозящий» лейтенант Елисеев
В связи с тем, что крупные корабли (крейсера и броненосцы) имели на вооружении противоторпедные стальные сети, которые окружали их корпус по всему периметру во время стоянки на рейдах, большое внимание минеров уделялось методам прорыва противоторпедных сетей. Для этого предлагались различные устройства, которые в итоге привели к созданию конструкции сете-прорезателя, разрезающего сеть специальными ножами, получающими ускорение от специального порохового заряда. В этом случае сетепрорезатели отставного механика Степанова и лейтенанта Елисеева являются новыми для своего времени.
Значительное количество стрельб в течение ряда лет было связано с испытанием гироскопа торпеды. На флоте выявлялись все возможности этого прибора, дополнялся, изменялся, усовершенствовался первоначальный вариант его конструкции. Приведенные документы отражают также и другую преимущественную тематику, связанную с опытами над торпедами: выбор наилучшего взрывчатого вещества и испытание его в различных условиях; выработка и обоснование тактико-технического задания на торпедный аппарат надводного корабля с проведением очень убедительных и хорошо поставленных опытов; постановка и разработка вопроса об увеличении дальности хода торпед (задолго до возникновения такой проблемы заграницей); причем решение вопроса шло в сочетании с деятельностью виднейшего на русском флоте тактика адмирала С. О. Макарова; исследование характера движения торпед бортовыми научными приборами и автографом Азарова; стрельба с мнущимися зарядными отделениями и стрельба с сетепроре-зателями:
Из программы минных опытов на 1899 год «...1.. . Продолжать опыты стрельбы на дальние расстояния минами образцов 1894—97 гг. с приборами Обри. Задавшись условием, чтобы скорость хода мины была равной 20 узлов, найти предельные большие расстояния для перечисленных образцов мин и наивыгоднейшее нажатие пружины регулятора... 2. Продолжать стрельбу минами перечисленных образцов с новейшим прибором Обри (с шариками) с миноносца «Сокол» на наибольших скоростях и при различных углах поворота аппарата от траверза для выяснения прочносmu мин и прибора Обри... 3. Продолжать стрельбу с миноносца «Сокол» на циркуляции при руле на борт для окончательного выяснения этого рода стрельбы при скоростях миноносца- 10, 15, 20 и 25-28 узлов. 4. Весьма желательно произвести с миноносца «Сокол» стрельбу минами с прибором Обри на плесе при возможно большом волнении и качке миноносца. Этот опыт должен дать указание, какие приемы следует применять при таких обстоятельствах; выяснить влияние большой волны и качки миноносца на правильность траектории мины, а также определить, хотя приблизительно, тот предел силы ветра и волнения, дальше которого стрельбу минами с миноносца должно считать невозможной. ... 9. На пристрелочной станции в Кронштадте произвести сравнительные испытания гребных винтов с одинаковым шагом: 4-х, 3-х и 2-х лопастных, с шагом 40" и 44", наблюдая влияние их на скорость, крен и траекторию мин образца 1898 года... ... 14. В Минном отряде и на Учебной эскадре произвести испытания нового прицела и применение светящегося состава для мушек прицела при ночной стрельбе... 17... Определить продолжительность выстрела (от момента команды «пли» до падения мины в воду). 18. На пристрелочной станции в Кронштадте произвести стрельбу минами при возможно низкой температуре. Возможно ли в этом случае стрелять минами без смазки. Предварительно произвести прокачку мины на морозе без смазки и со смазкой и в тепле той же миной... » .
До конца XIX в. развитие торпед в отечественном флоте шло главным образом по пути постоянного совершенствования первого образца торпеды Уайтхеда. Улучшалась их конструкция, повышалась скорость, увеличивался заряд взрывчатого вещества. Калибр торпед оставался неизменным - 381 мм (15 дюймов). Дальность хода возросла за эти годы в 1,5-2 раза.
таблица
Наиболее совершенной торпедой в русском флоте к концу XIX в. считалась торпеда типа «Л» 1898 года, спроектированная заводом Лесснера на основе фиумских образцов и в течение ряда лет находившаяся в серийном производстве на заводах Обуховском и Лесснера.
Торпеда имела два режима хода — на дистанцию 900 м со скоростью 25 уз и на дистанцию 600 м со скоростью 29 уз. Масса заряда боевого отделения составляла 64 кг. В 1904 году на вооружение Российского флота была принята первая торпеда калибром 450 мм.
Разрабатывалась эта «русская мина» на Фиумском заводе, который поставил России 93 торпеды. На отечественных заводах Лесснера и Обуховском позднее в них были внесены важные конструктивные улучшения. Например, в 1898 году в ударник взрывателя торпеды ввели предохранительную вертушку, делавшую мину безопасной до тех пор, пока она не пройдет определенное расстояние, а гироскоп вместо пружины запускали специальной турбинкой, работавшей на сжатом воздухе. В результате время работы прибора увеличилось в несколько раз. За рубежом эти нововведения появились значительно позже. Увеличение скорости хода торпед предполагало наличие мощных двигателей и больших запасов воздуха, то есть повышенного давления в резервуарах со сжатым воздухом. Развитие русской металлургии к тому времени достигло такого уровня, что сталь высокого качества для воздушных резервуаров торпед могла быть поставлена в необходимых количествах.
В пятидесятых годах Россия вышла по качественным сталям на одно из первых мест в мире. Такому успеху мы обязаны благодаря деятельности талантливого инженера Павла Матвеевича Обухова. В 1860 году Обухов начал отливать пушки из отечественной стали в таком количестве и такого высокого качества, что отпала необходимость в заграничных заказах. К этому же времени развернулась творческая деятельность «отца металлографии», виднейшего специалиста-металлурга Дмитрия Константиновича Чернова. Развитие промышленности заложило основу для совершенствования вооружения армии и флота, в том числе и торпедного оружия.
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. О других вопросах появления и развития торпедного оружия в русском флоте вы можете почитать здесь:
Мощная взрывчатка- достоинство торпеды!
Торпеда должна не только быстро двигаться, но и попадать в цель - очевидное требование!
Совершенствование двигателей торпед в начале ХХ века
От создания собственных торпед - к дублированию иностранных...