Найти тему

Саша по имени Артем и мама-Сережа

Игрушка в центре, куда мы ездим заниматься
Игрушка в центре, куда мы ездим заниматься

Когда сыну исполнилось три, и появилась речь, мы, по заветам ABA, стали учить его автоматически отвечать на вопросы типа:

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Как зовут папу? Как твоя фамилия? и т.п.

Надо отдать должное сыну: он быстро выучил собственное имя, тем более что он всегда на него отзывался. Но когда ввели еще два вопроса с именами, начался сыр-бор. На вопрос, "Как зовут маму?" он отвечал: "Мама". А потом я стала "Сирежей". Как правильно - учили долго, аж до 5 лет О_о. На площадке моему ребенку до сих пор сложно представиться самому и поинтересоваться именем ребенка.

Он до сих пор на вопрос: "Как тебя зовут" может эхолалийно повторить имя спрашивающего, например:

- Я Рома, а тебя как зовут, мальчик?
- Рома...

Или завязать знакомство, ткнув пальцем в рисунок на футболке:

- Буква "Т"... "Гончик"... "Цветочек".

Для того, чтобы преодолеть такую слабую память на имена, логопед предложила называть сыну героев рассказов и картинок. И обобщать навык представляться с другими людьми. Я, муж, Саша постоянно гоняли ребенка по небольшому списку вопросов.

В определенном смысле это помогло, но без казусов не обошлось...

История №1

Гуляли мы на днях около дома, и сын решил подкатить к хорошенькой девочке, которая несла букет кленовых листьев.

Он собрал еще листьев клена (только у девочки были свежие, а у него жухлые и грязные) и отдал их девочке со словами:

- Вот еще букет, что для сына было апофигеем красноречия, равносильно: "О прекрасная леди, не снизойдете ли принять этот скромный знак внимания..."

Малышка конечно удилась такому поступку и букета не взяла. Я решила подсказать сыну: "Спроси девочку: "Как тебя зовут?"

Сын посмотрел на девочку оценивающе и назвал:

- Таня.

Ага, конечно Таня. Нарекаю тебя любимой женой. Девочку, кстати, звали Дарина.

История №2

Ездили мы сегодня в коммуникативную группу. Приехали пораньше, сын познакомился с двумя мальчиками и начал с ним бесится.

Ну как познакомился? Увидел, улыбнулся и начали бесится.

Тут я со своей подсказкой: "Спроси, как зовут мальчика?"

Сын опять:

- Артем.

Мальчик оказался Сашей. А другой Кешей. Но для сына - оба Артемы. Фейспалм.

Вспоминается "Пигмалион" Бернарда Шоу:

Цветочница. Ты что, очумел, Фредди? Не видишь, куда прешь!...
Мать. А теперь скажите мне, откуда вам известно имя этого молодого человека?
Цветочница. Да я его и не знаю.
Мать. Но я слышала, как вы назвали его по имени. Не обманывайте меня.
Цветочница (возражая). А чего мне вас обманывать? Ну, Фредди, Чарли не все одно? Надо же из вежливости как-то назвать человека.

Я уже писала, что Артем у сына - любимое имя, Артемом зовут его воображаемого друга, и , как вспомнилось, реального. Был у нас в группе Артем, тоже РАС, дружили, но его перевели в другой садик, т.к. с речью были проблемы.

Какие я сделала выводы из эпопеи сына с именами?

  • для первой работы с именами берем имя ребенка, а вот дальше лучше брать имена мультипликационных героев, потому что маму зовут мама, а папу папа, с этим спорить сложно. Мы разбирали, что такое имя на примере "Щенячьего патруля", например: это собака, собаку зовут Гончик, а как зовут эту собаку?
  • умение называть людей по имени требует большого количества обобщений, особенно с детьми. В коммуникативной группе дети первым делом становятся в кружок и приветствуют друг друга на распев по именам: "Прив-е-ет, Саша... Приве-е-ет, Света и т.п." Вопрос тоже надо задавать в разных вариациях: "Как зовут", "Представься", "Как твое имя ?"и т.п.
  • в рассказах лучше не придумывать имена персонажам, а заставлять ребенка запоминать уже существующие имена;
  • не стесняясь, исправляем ошибки, я, например, насела на сына и каждый раз, когда он называл Сашу Артемом поправляла его. С 5-й попытки сын сдался;
  • для лучшего запоминания имен нужно укреплять слуховую память.

Проблемы с использованием и запоминанием имен я считаю специфической особенностью детей с РАС и нарушением понимания речи. О них почему то нигде не пишут. Но блогер
Lara Allindile упоминала, о такой же проблеме у сына Саши. У Саши есть старшая сестра Юля и он использовал имя "Юля" для других молодых женщин.

Я считаю, что путаница с именами происходит от неправильного понимания речи и частей речи, а также нарушения социальных взаимодействий. Ребенок не понимает различия между именем собственным и существительным. Не видит второго смысла в глаголе "Звать". В его понимании "Как зовут маму?" = "Как ты называешь свою маму". Аутичному ребенку непонятно, что нельзя называть людей как ему захочется. Это нужно объяснять и запрещать вольности. Если имена людей не задерживаются в его памяти, надо укреплять память и подсказывать вежливые формулиовки.

Хотя в норме такое тоже встречаются. Некоторые люди признавались, что в детстве считали, что представители определенных профессий носят одни и те же имена, если в их окружении было много тезок, например, все Наташи это продавцы, все Светы это воспитатели и т.п. Такое часто случается в жизни.

У нас до определенного времени всех педагогов сына звали Олями. Была одна Тамара, но он ее не запомнил, а потом появилась Саша, и это был разрыв шаблона.