Заклички Весны в народной традиции проводятся не ранее окончания Масляничных гуляний. Весну нельзя призвать, не проводив Зиму. Обе - ипостаси одной Богини.
( По материалам книги: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" – https://tinyurl.com/YaziciKalendarj )
Ориентировочно, в 2020 году заклички происходили в период со 2 марта по 3 мая.
Широкий разброс и неопределенность времени начала и окончания Закличек Весны, пения Веснянок, связан с различными климатическими условиями в регионах, а также со сдвигами, наложенными церковными запретами предпасхального поста: «До Благовешення як заспивають, то колись поп прибежыть и ужэ их ви́зьме и бье́ ужэ их, шоб до Благовешення га́лочку спева́ть («галочку» — веснянку)…» (Агапкина Т. А.: «Закликание весны»). Даже в пределах одного региона в каждом селе свой день Закличек, в основном приуроченных к церковным дням — от Евдокии до Благовещенья. Например, только в Лельчицком районе Гомельской области этот обряд проводится «… 15 февраля на Стреченье (дд. Боровое, Дуброва, Симоничи), 9 марта по ст. стилю на Сороки (д. Липляны), 14 марта (д. Милашевичи), 25 марта на Благовещение» (Новак В. С.: "Традиции весенней обрядности…").
… Призыв Весны по своей сезонности приурочен к концу зимы и представляет собой целостный обряд, от которого «…уже в XIX веке… осталось, по сути дела, лишь заклинание весны с помощью особых песен-закличек — «веснянок» (Жекулина В. И., Розов А.Н.). Это не игра-развлечение, а отражение реального отношения к возможности воздействия на Природу и участия в её кругообороте. «Но, зная, что вслѣдъ за зимою, всегда наступаетъ весна, за зимнимъ безплодіемъ — весеннее произрастаніе, человѣкъ все-таки не былъ увѣренъ въ необходимости, ненарушаемости такой смѣны. Каждый годъ являлось опасеніе, что зима можетъ и не уйти и не уступить своего мѣста веснѣ» (Кедрина Р. Е.: «Обрядъ «крещенія» и «похоронъ кукушки»…")…
… По своему предопределению, Заклички, носящие ритуально-магическое значение, начинаются сразу после масляничных гуляний, и особенно — с переломного дня — Возрождения, весеннего равноденствия. «Название „со́роки“ — произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего» (Гальковский Н. М.). (В скобках подчеркнем, что верное произношение не «соро́ки», а «со́роки», в некоторых местностях — «сороки́»). 9 Марта, отмеченное Гальковским Н. М., — это день весеннего равноденствия в старом стиле; в современном — 20 марта. По исследованиям этнографов, фольклористов, именно в день равноденствия — 9/20 Марта уже никакой символики, никаких признаков Масленицы (проводов Зимы, Марены и т.д.) не отмечено… В кругу славяно-русских народных верований эти действия носят организованный характер и проводятся под жреческим руководством с соответствующими ритуалами. Со времен уничтожения жреческого и волховского сословия сегодня сохранилось практически всё — от текстов до внешнего «оформления», хотя и в измененной форме. Заклинательные песнопения перешли в детские «зазывалки», крыши домов заменили природные возвышенные места. Нет у предков ни «первых», ни «вторых», ни десятых Закличек. Они проводятся в каждом регионе в свое время, после Масленицы и до встречи Весны, в то время, когда ещё лежит снег. Начало Закличек производится на первом обряде, на возвышенном месте — там, где ранее находились Капища и Святилища и затем может продолжаться несколько дней, переходя в детскую забаву.
… Обрядовые выпечки птиц, обязательные для дня Закличек, позже стали соединять с круглыми лепёшками (хлебцами), магическими снопами, относящимися к другой сакральной дате — Возрождению, дню весеннего равноденствия. Плодородие, символизированное «солнечным крестом» дополнялась, а в последнее время полностью заменялась выпеканием «жаворонков» и «тетерок», которые в других регионах имели свои названия. Так, в районах Приенисейского региона их именовали «куликами», «чибиками», «жаворонками», «уточками» и т. д…. Здесь необходимо привести замечание В.Я.Проппа: «…обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не «встречают», а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», т.е. призывают путем заклятий» Веснянкам как жанру присуща тональность величания, соединившегося с формами требовательного заговора. При этом сама Весна представляется не аморфным сезонным временем, а в конкретном, живом образе: «В XIX в. в бывшем Саранском уезде Пензенской губернии, как только начинал сходить снег, крестьянки клали на землю тканые холсты — «точи», клали на них куски пирога, какую-нибудь иную еду. Все оставлялось на ночь с приговором: «Вот тебе, весна, матушка!» (Аникин В. П.)….
©В.К.(В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): © Виктор Крескин: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм