Найти тему
AD Magazine Russia

Путешествия по России: 6 вокзалов с красивой архитектурой

Оглавление

Для интересного путешествия иногда даже необязательно покидать вокзал, особенно, когда он и есть — красивая архитектурная достопримечательность. Собрали для вас шесть вокзалов по всей России, которые необходимо увидеть своими глазами.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

У старейшего в России вокзала непростая история: он то и дело подвергался реконструкции и перестройкам. Первое здание — деревянное — появилось в 1837 году, маршрут: Санкт-Петербург — Царское село. Деревянную постройку сменила каменная в 1848-51 годах по проекту Константина Тона, но и этот вестибюль долго не простоял — его сначала перестроили в 1870-х, а в начале XX века, когда вокзал уже принадлежал обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, рядом возвели более представительский павильон для Императорской семьи. Проектированием и реконструкцией павильонов тогда занимались Станислав Бржозовский и Сима Минаш. Свое нынешнее название вокзал приобрел только в 1935 году.

-2

Витебский вокзал интересен по нескольким причинам — он стал, своего рода, первооткрывателем некоторых стилевых и инженерных приемов в русской архитектуре. Для начала, это одна из первых в России построек, выполненных в стиле модерн. Во-вторых, в то время здания вокзала отличались необычной конструкцией — много металлических сводов и новаторские для XX века технологии (лифты, электричество, транспортеры).

-3

В-третьих, архитекторы спроектировали не типичную для той эпохи планировку: главные пространства расположены асимметрично. И, конечно, пассажиров поражало внутреннее убранство вокзала: лепнина, латунные ручки, художественная ковка, произведения искусства русских художников и встречающий всех гостей бюст Николая I в парадном зале. Зал, кстати, заслуживает отдельного внимания — его легко узнать по двадцатиметровым потолкам и лестнице с мраморными перилами и бронзовыми элементами.

+2
+2

Ленинградский вокзал в Москве

Почти в то же время, когда проектировалось и возводилось здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, архитектор Константин Тон работал над не менее важным проектом — первым вокзалом в Москве (1851 год), который в 1855 году получил название Николаевский (Ленинградским он стал только в 1937 году). Архитектура здания была выполнена в стиле неоренессанс — это сразу заметно по венецианским окнам и возвышающейся над крышей башне с часами, которая была вдохновлена западноевропейскими ратушами.

-5

Вокзалу на удивление удалось пережить середину XX века без глобальных реконструкций и перестроек и сохранить свой практически первоначальный вид вплоть до 1974 года, когда павильон подвергся масштабной реконструкции: место дебаркадера занял большой зал для пассажиров, были полностью перестроены кассовые залы и другие административные помещения. Ленинградский вокзал в Москве практически полностью копирует Московский вокзал в Санкт-Петербурге (тоже по проекту Тона), который был открыт на 4 года раньше — это не случайность, а метафора соединения двух городов.

Ставрополь-Ростовский

В конце XIX века "железнодорожная" лихорадка охватила Российскую Империю, и в 1897 году очередь дошла и до Ставрополя. Кирпичное здание с зубчатыми башнями, чем-то напоминающее средневековый замок, было построено по проекту Михаила Бржезицкого и Семена Лазарева и по своей архитектуре перекликалось с расположенной рядом Триумфальной аркой. Эта постройка простояла до 1943 года, пока ее не затронула Великая отечественная война, и власти решили, что вокзалу необходима полная реконструкция — для работы над новым павильоном пригласили архитектора Николая Чекмотаева. При нем появилась изящная лепнина на стенах и фасаде, а сама архитектура стала больше напоминать неоклассические здания.

Ярославский вокзал в Москве

В 1895 году, когда поняли, что старое здание Ярославского вокзала не справляется с пассажиропотоком, его решили реконструировать — эту задачу доверили Льву Кекушеву. Архитектор успел перестроить восточное крыло и водонапорную башню, но в 1899 году Савва Мамонтов, глава общества Московско-Ярославской дороги, был арестован за хищение средств, так что Кекушеву пришлось искать более экономичные варианты реконструкции. В итоге новый проект предложил Федор Шехтель — он спроектировал вокзал в северорусском стиле, наподобие павильона Русского Севера Константина Коровина (Нижегородская ярмарка, 1896 год).

-6

Шехтелю удалось сохранить основу первоначального здания по проекту Романа Кузьмина, дополнив ее боковыми корпусами. Фасад похож на древнерусские терема: широкий фриз украшен глазурованной плиткой и рисунками по эскизам архитектора — в сочетании с асимметричными башнями они придают вокзалу немного сказочный вид. В итоге площадь вокзала увеличилась больше, чем в три раза: внутри удалось разместить не только залы ожидания и кассы, но и кабинеты членов правления дороги. Здание вокзала считается одним из самых известных творений Шехтеля и уникальным архитектурным памятником, в котором гармонично сочетаются древнерусские архитектурные элементы и модерн.

-7

После войны вокзал еще не раз реставрировали: в основном изменениям подверглись интерьеры и планировка здания. В 1965-66 годах между двумя крыльями вокзала появилась стеклянная пристройка по проекту архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина. А в 2005 году архитектурное бюро Тимура Башкаева при помощи перепланировки увеличили площадь залов ожидания и частично восстановили интерьеры.

-8

Волгоград 1

Первый вокзал Волго-Донской железной дороги в Волгограде был возведен еще в 1862 году, а спустя 9 лет появился кирпичный павильон. Но с точки зрения архитектуры отдельного внимания заслуживает здание вокзала, построенное в 1950-53-х годах по проекту Александра Куровского, Самуила Брискина и инженера-конструктора Александра Кадильникова. Во время войны старый павильон был частично разрушен, и власти приняли решение построить на его месте что-то совершенно иное и современное. Так появилось кирпичное трехэтажное здание, ставшее ярким примером послевоенный архитектуры — с башней и высоким шпилем, фасад украсили гранитом и инкерманским камнем, а внутри использовали настоящий мрамор.

-9

С двух сторон главную лестницу окружают два пятиметровых барельефа, а кассы и залы ожидания украшены художественной лепниной — кессонами, розетками. Потолки расписаны вручную символичными изображениями подвигов героев войны — вообще практически все детали интерьера на вокзале связаны с победой в 1945 году.

-10
-11

Главный железнодорожный вокзал Симферополя

Одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Симферополя была построена в 1951 году по проекту архитектора Алексея Душкина. Здание выполнено из белого инкерманского камня, и, хотя и является примером послевоенной архитектуры, отличается от многих своих "ровесников" — вокзал больше напоминает южные постройки. Например, внутренний дворик с фонтаном был оформлен по образу Итальянского дворика в Ливадийском дворце — бывшей южной резиденции императоров. Циферблаты 42-метровой башни расписаны изображениями знаков зодиака, в том числе и нетрадиционных (там нарисованы и Змееносец, и Лебедь). Практически такой же вокзал, только в большем масштабе, появился спустя год в Сочи — он также был спроектирован Душкиным.

-12
-13

Фото: Getty Images, Shutterstock, Анастасия Ромашкевич