Найти тему

Братья по оружию. Dire Straits - ''Brothers In Arms'', 1985

"Слушай меня!

То, чем вы занимаетесь, это не работа.

Ты играешь на гитаре на MTV.

То, чем вы занимаетесь, это не работа.

Деньги ни за что и девочки даром."

/"Money for Nothing"/

Этот альбом, ''Brothers In Arms'' от Dire Straits, группы Марка Нопфлера, стал, можно сказать, вехой в истории звукозаписи. Дело в том, что это, вероятно, первый альбом, о котором достоверно известно, что он записан "в цифре", причём не в аудиофильских 24 бита на 96 кГц , а самых что ни на есть сермяжных 16 бит на 44.1 кГц, то есть, в формате обычного компакт-диска. С тех пор мир "виниловых джунглей" ни когда уже не был прежним: после оглушительного успеха (всего было продано более 30 млн. экземпляров), ведущие рекорд-студи стали массово переходить "в цифру", чем на мой взгляд, несколько ухудшили общее качество издаваемого материала.

Звукоинженер альбома, Нейл Дорфсман решительно сделал выбор в пользу цифры и утверждает, что и сейчас сделал бы то же самое. Надо сказать, что за прошедшие 35 лет техника несколько изменилась в лучшую сторону, и на современном цифровом оборудовании, действительно, можно делать отличные записи. А тогда, в далёком 1984 году...

...В 1984 году 24-трековый DASH-рекордер Sony 3324 считали наикрутейшей цифровой машиной, которая, как считали Дорфсман и Нопфлер, воспроизводила в точности то, что было на нее записано. Sony 3324 фиксировал рекорд-сессии группы в 16 бит с дискретностью 44,1 кГц, т.е в формате CD. Аналоговый пульт Neve в Air Studios применялся только на этапе сведения, после чего результат записывался на видеокассету с помощью конвертера Prism (по другим сведениям — Sony PCM-1630). (По материалам журнала STEREO&VIDEO ).

 24-трековый DASH-рекордер Sony 3324 (16 бит / 44.1 кГц)
24-трековый DASH-рекордер Sony 3324 (16 бит / 44.1 кГц)

Конвертер (адаптер) PCM-это устройство, которое кодирует цифровое аудио в видео для записи на видеомагнитофон. Адаптер также имеет возможность декодировать видеосигнал обратно в цифровой звук для воспроизведения. Эта система использовалась для создания первых компакт-дисков. (Из Вики).

Sony PCM-1630
Sony PCM-1630

Вот как, по всей вероятности, это было: сначала звук инструментов оцифровывался, и записывался на 24 независимых дорожки. Затем, материал с каждой дорожки подвергался обратному цифро-аналоговому преобразованию, и попадал на обычный микшерский пульт, где происходило сведение всех дорожек "в стерео" в режиме реального времени. Затем, полученный сигнал ещё раз оцифровывался в формат 16 бит на 44,1 кГц, и с помощью Sony PCM-1630 (или Prism), записывался на видеокассету (!), которая шла на завод грампластинок, где сигнал с неё преобразовывался из видео в цифру, затем "в аналог" и резался на лаковый диск.

Самое забавное, что фанатичные виниловоды, которые принципиально не приемлют цифровой звук, слушают Brothers In Arms в "виниловом" исполнении, как ни в чём не бывало, делая вид, что не знают о его "низком" происхождении. Чудны дела твои, Господи...

Собственно говоря, все эти танцы с бубном преследовали одну цель - пропаганду нового, революционного формата - компакт-диска, а традиционная виниловая пластинка шла, так сказать, "прицепом", испытав на себе издержки производства. Звучала бы она лучше, будучи записана традиционным, "аналоговым" методом? Я думаю, да, поскольку техника звукозаписи, к тому времени, достигла высочайшего уровня развития.

Запись производилась в студии на острове Монтсеррат, в Карибском море, и началась в ноябре 1984 года. Для реализации своих идей Нопфлеру пришлось обновить состав: был приглашён ещё один клавишник, Гай Флетчер; на смену Хэлу Линдесу, покинувшему группу во время сессии, был приглашён нью-йоркский гитарист Джек Сонни (которого, почему-то, нет на обложке пластинки); ударник группы Терри Уильямс был временно заменён на джазового барабанщика Омара Хакима, поскольку, банально, не мог играть то, что от него требовалось.

Альбом выдержан в традиционном для Dire Straits стиле, представляя собой невероятную смесь из блюз-, кантри- и арт-рока, с самобытной гитарной игрой и хрипловатым, проникновенным голосом Марка Нопфлера. Альбом, к моему сожалению, получился более коммерческим, нежели предыдущий, совершенно шедевральный ''Love Over Gold'' 1982 года. Тем не менее, он вполне неплох.

Любопытно, что Марку Нопфлеру, что бы сделать звук более "модным", пришлось изменить свой фирменный гитарный звук. Он переключился с Fender Stratocaster на Gibson Les Paul и спросил Билли Гиббонса из ZZ Top, как он использовал звук этой гитары на альбомах начала 1980-х, которые превратили группу в суперзвезду MTV. “Он неплохо поработал, - вспоминал Гиббонс, - учитывая, что я ему ничего не сказал!”.

Марк Нопфлер - гитара, вокал.

Джон Иллсли - бас-гитара, вокал.

Алан Кларк - клавишные.

Гай Флетчер - клавишные, вокал.

Терри Уильямс - ударные.

Приглашённые музыканты:

Омар Хаким - ударные.

Джек Сонни - гитара.

Майкл Брекер - саксофон.

Рэнди Брекер - труба.

Малькольм Дункан - тенор-саксофон.

Нил Джейсон - бас.

Тони Левин - бас.

Джимми Мелен - перкуссия.

Майкл Майнери - бэк-вокал.

Дэйв Плевс - труба.

Стинг - бэк-вокал в "Money for Nothing".

1. "So Far Away" - медленная поп-песня, построенная из крошечных, идеально взаимосвязанных частей, скреплённых восхитительно - лаконичным вокалом Нопфлера.

2. "Money for Nothing" (Деньги ни за что). Марк Нопфлер, в одном из интервью, рассказывал, как ему пришла идея этой песни. Однажды, он случайно услышал разговор двух работяг, которые перемывали косточки рок-музыкантам: дескать, те ни чего не делают, и получают деньги "ни за что", пока эти самые работяги вкалывают. Собственно, в песне Нопфлер и привёл речь одного из рабочих, слегка её причесав и зарифмовав. Получилось здорово. На песню, само собой, сняли шикарный клип для MTV. Нопфлер опять получил "деньги ни за что", круг замкнулся.

3. "Walk of Life" - поп песенка в стиле 60-х, под электроорганчик. Ни чего особенного, но цепляет же! Магия, да и только.

4. "Your Latest Trick" - задумчивая баллада под саксофон. Нопфлер, не торопясь, рассказывает грустную историю о "Твоей последней выходке".

5. "Why Worry" - ещё одна красивейшая баллада , в типичном для Нопфлера "южном" стиле, наводящая на мысль о долгом летнем вечере, проведённом в приятной беседе на веранде ранчо где-нибудь в Луизиане...

6. "Ride Across the River" - песня о солдате удачи, который "Форсирует реку". Немного как бы регги, с бонгами, таинственно звучащей флейтой, отменной перкуссией и звуками джунглей.

7. "The Man’s Too Strong" - а это уже как бы кантри. Антивоенная песня с очень любопытным текстом. Повествование в ней ведется, как бы, от лица Рудольфа Гесса, который являлся ближайшим другом и соратником Адольфа Гитлера, был его личным секретарем, нацистом "номер три" и одним из руководителей нацистской Германии.

8. "One World" - песня про то, что у каждого из нас есть "Один мир". На мой взгляд, Нопфлер тут малость переборщил, ударившись в дидактику. Но песня красивая, в "фирменном" стиле Dire Straits.

9. "Brothers in Arms" - самая знаменитая песня из альбома, давшая ему название. Нопфлер поёт, что-то вроде, "Братва, не стреляйте друг в друга!", и это, конечно, правильно. Композиция, при этом, самая "арт-рочная" на альбоме, с красивыми звуковыми структурами.

На закуску - клип на песню "Money for Nothing".

Альбом"Brothers in Arms", в целом, произвёл на меня двойственное впечатление: если выкинуть три первых трека, то получится серьёзный концептуальный арт-роковый диск, со сквозной антивоенной темой. Но поскольку эти песни есть, да ещё в начале альбома, то совершенно сбивают с толку, настраивая на неправильны лад! Пластинка просто распадается на две, плохо связанные между собой части. Так что, советую слушать его, начиная с "Your Latest Trick". В таком, сокращённом варианте, "Brothers in Arms" очень хорош. Первые же три трека лучше слушать отдельно, просто как синглы. Хотя, конечно, это только моё личное мнение, кому-то альбом прекрасно зайдёт целиком, как есть.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Dire Straits вы можете прочитать у меня здесь:

''Love Over Gold'', 1982