Найти тему
The Economist Access

Рабский труд китайцев ставит модные бренды перед выбором

Оглавление

Оригинал

Синьцзянский производственный корпус (xpcc) – бизнес-комплекс в западном Китае с военным уклоном. Он был основан в 1954 году, чтобы стимулировать приток солдат в район, где доминируют мусульманские уйгуры.

Комплекс помогает снабжать мир множеством товаров. Около 400 000 фермеров xpcc собирают треть китайского хлопка. Другие являются частью Синьцзянского бизнеса по экспорту томатов. От пижам до продуктов питания, xpcc проникают в глобальные цепочки поставок по всему миру.

Госдепартамент США заявляет, что xpcc использует принудительный труд.

В конце июля Министерство финансов США согласовало по xpcc пакет санкций, утверждая, что это связано с нарушениями прав человека в Синьцзяне, где по меньшей мере 1 млн уйгуров и представителей других этнических меньшинств содержатся в трудовых лагерях.

Дональд Трамп посоветовал бизнесу штатов разорвать любую связь с принудительным трудом.

Такие как pvh Corp, чьи бренды включают Calvin Klein и Tommy Hilfiger, публично заявили, что они разорвут связи с Синьцзяном из-за принудительного труда в xpcc.

Аудиторы поставок для западных производителей электроники и обуви говорят, что существует множество индикаторов, указывающих на то, что уйгуры, возможно, были насильно переведены на другие заводы в других китайских регионах.

Оценка условий труда не является чем-то новым для крупных компаний. Но в Китае эти проблемы усугубляются мощью государства, размерами экономики и напряженностью отношений с Америкой. Covid-19 вынудил многие компании рассмотреть возможность сокращения своих китайских цепочек поставок, а опасения по поводу принудительного труда уйгуров добавили огня.

Западные компании сталкиваются с несколькими проблемами.

Как они могут доказать, что их компании-партнеры не пачкают руки принудительным трудом, когда аудит в Синьцзяне запрещён? Как им публично реагировать на проблемы с правами трудящихся, не приводя в ярость ни Пекин, ни Вашингтон?

Это моральные, политические и социальные вопросы, на которые бизнес не должен отвечать в одиночку.

Синьцзян находится в самом сердце текстильной промышленности Китая, крупнейшей в мире. Регион поставляет 84% хлопка страны. Этот уникальный сорт хлопка хотят буквально все.

После запрета аудита Синьцзян превратился в черную дыру в цепочке поставок, стало практически невозможно удерживать поставщиков в этом регионе. Кроме того, даже за пределами Синьцзяна его хлопок является основным ингредиентом китайской пряжи, где его можно смешивать с другими сортами, включая импортные материалы, и экспортировать по всему миру.

Проверка происхождения хлопка, чтобы доказать, что он не из Синьцзяна, – это «самая тяжелая работа, которую мы когда-либо делали», – сокрушается аудитор.

Вторая большая проблема – геополитическая. Ориентироваться в китайско-американском противостоянии становится все труднее.

Крупные международные фирмы заявляют, что даже если они уменьшат свою зависимость от цепочек поставок внутри материкового Китая, у них нет желания полностью прекращать с ним работу.

Но сохранение китайских заводов, хотя бы для снабжения внутренних потребителей, рискует использовать Синьцзянское сырье.

И китайское правительство настолько враждебно относится к любой критике в отношении прав человека в Синьцзяне, особенно со стороны посторонних, что западные фирмы вынуждены полагаться на китайских поставщиков, чтобы лоббировать их интересы, что является весьма деликатным делом.

В Америке, между тем, наказание за репрессии против уйгуров имеет всестороннюю поддержку, которая вряд ли ослабнет, кто бы ни победил на выборах в ноябре. Но американские бренды чувствуют, что политики поставили их на передовую линии защиты прав человека в Китае.

У них мало дипломатической поддержки при переговорах с Китаем, а Твиттер, как суд общественного мнения, может быть суровым.

Как выразился один обиженный руководитель: «это похоже на Средневековье. Планка вины невероятно низка. Планка невинности чрезвычайно высока».

Все это заставляет глобальные компании быть осторожными. Предотвращение негативной реакции со стороны активистов (и, возможно, потребителей) требует исключения уйгурских работников из цепочек поставок просто потому, что очень трудно доказать, принуждали их к работе или нет.

В конечном счете, это может потребовать разрыва связей с китайскими поставщиками, имеющими какие-либо связи с Синьцзяном, то есть с большинством из них, даже если отношения доверия уходят в прошлое на десятилетия. Это может в конечном итоге повредить уйгурам, которым западные фирмы с радостью предложили бы достойную работу, прямо или косвенно.

Готовь сани летом

Текстильные фирмы считают, что опыт технологических компаний может дать совет.

Существуют экспериментальные программы для тестирования ДНК, чтобы проверить источник хлопка в пряже и ткани. Патриция Юревич из неправительственной организации Responsible Sourcing Network говорит, что модные бренды изучают, как технологические компании вроде Apple отреагировали на американский закон Додда Франка 2010 года, и гарантировали, что минералы из Демократической Республики Конго не войдут в их цепочки поставок.

Футболка дешевле смартфона, а аудит стоит денег. Идеальным решением было бы для китайского правительства прекратить преследование мусульманского меньшинства.

Ирония в том, что чем более жестока тактика Китая в Синьцзяне в попытке сохранить стабильность, тем более экономически нестабильным рискует стать регион.