Найти в Дзене
Госфильмофонд России

КОНЦЕРТ (ЗЕМЛЯ МОЛОДОСТИ)

СССР, «Союздетфильм», 1940 с, ч/б и цв.

Автор сценария и режиссер: Александр Андриевский 

Оператор: Дмитрий Суренский 

Художники: Зенон Комисаренко, Семен Наумов 

Композитор: Николай Нолинский 

Звукооператор: Евгений Нестеров 

Музыка из произведений: П.И. Чайковского, М.И.Глинки, Ф. Листа и И. Штрауса 

В фильме снимались: Владимир Яхонтов (ведущий программы), Вера Дулова (исполняет «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского), Яков Флиер (исполняет Этюд ре бемоль мажор Ф. Листа), Галина Немченко (исполняет вальс И. Штрауса «Весенние голоса»), Виталий Спевак (жонглер), Т. Савва (ассистентка жонглера). 

Фильм состоит из отдельных концертных номеров или сцен, наиболее эффектно обыгрывающих «третье» измерение, пред- и заэкранное пространство кадра, выход в зал и т.п. 

-2

Это второй вариант фильма (авторская редакция Николая Майорова, восстановление в 2018 году), состоящий из 3-х черно-белых и 4 х цветных фрагментов. Для его создания использовались все сохранившиеся подсобные материалы к фильму: негативы дублей черно-белых фрагментов, цветоделенные негативы цветных фрагментов, а также вставлены из первого варианта фильма отсутствующие в подсобных материалах планы. 

Необычность зрелища, ощутимая пространственность изображения, возникающая без очков и вообще без каких бы то ни было технических приспособлений, определили огромный успех первого советского стереоскопического фильма «Концерт (Земля молодости)». До сих пор большинство взрослых зрителей свой опыт восприятия стереокино связывают именно с незабываемым впечатлением юности или детства от просмотра стереофильмов в кинотеатре «Москва». 

Чудеса начинались с первых кадров картины: титры вылетели с экрана и повисли в середине зала. Владимир Яхонтов на выступающей с экрана в зал скале читал строки из поэмы Маяковского «Хорошо». Зрителям казалось, что брызги морских волн вот-вот вырвутся и накроют всех с головой... 

Аншлаг был на каждом сеансе. Восторженные отклики в прессе и Книге отзывов кинотеатра. Врачи, учителя, школьники и студенты, рабочие и колхозники, военные и работники творческих профессий делились своими впечатлениями. 

-3
«Киноискусство получило новые, очень многообещающие возможности воздействия и выразительности. По-новому и чрезвычайно убедительно воспринимается и ощущается пространство, по-новому работает движение, неожиданно красноречивым и важным становится объем - третье измерение в кино. В арсенале советской кинематографии появилось новое могучее оружие!»,
— написал пионер отечественного кинематографа Яков Александрович Протазанов. 

Поток зрителей первого советского стереофильма на полумиллионной отметке остановила Великая Отечественная война. Но она не остановила труд советских ученых-кинотехников, которые продолжали совершенствовать и развивать отечественный стереоскопический кинематограф. 

Приход цифровых технологий ХХI века в одночасье совершил чудо — теперь практически любой фильм, в каком бы формате и на какой пленке он ни был снят, можно отсканировать и демонстрировать. Для старых стереофильмов цифра стала доброй феей, возвращающей к жизни, казалось бы, навсегда недоступные по техническим причинам фильмы. 

В 2010 году я поделился с Владимиром Юрьевичем Дмитриевым своим желанием вернуть к жизни первый отечественный стереофильм. Безусловно, мне и самому хотелось увидеть его. А поскольку из всех ныне живущих никто его не видел, да и упоминался он по большей части в специальной литературе, то среди аргументов в пользу необходимости его восстановления я назвал грядущее в 2011 году 70-летие его вьпуска на экран. К тому же «Концерт...» мог стать настоящей «бомбой» на предстоящем кинофестивале «Белые Столбы-2011». К моей радости, Владимир Юрьевич сразу дал согласие на этот проект и всячески его поддерживал. 

Премьера восстановленного фильма на фестивале действительно вызвала настоящий взрыв эмоций в зрительном зале, возвращение на экран выдающегося довоенного технического достижения отечественных кинематографистов поразило всех зрителей не меньше, чем триумфально шедший в прокате «Аватар» в 3D. 

В многочисленных газетных и журнальных статьях за 1940 и 1941 год, посвященных фильму у нас и за рубежом, в восторженных отзывах зрителей нередко упоминалось о наличии цветных кадров или фрагментов в фильме. Но что это были за эпизоды (или отдельные кадры), ни в одной из публикаций не пояснялось. 

-4

Указание на цвет появляется в монтажном листе единственный раз в описании предпоследнего кадра картины, где «...из глубины кадра на парад, вращаясь, надвигается земной шар. Остановился как раз в том месте, где перед глазами зрителей стал ясно виден в красном цвете СССР». Можно сделать вывод, что последний кадр фильма был точно цветной. А в статье «Первый объемный фильм», опубликованной 19 января 1941 года в «Литературной газете» сообщалось: «Сеанс заканчивается цветным короткометражным объемным фильмом "Земля молодости"» (то есть имелся в виду «Карнавал юности» —финальный эпизод фильма). 

Но среди отсканированного материала фильма были обычные негативы на черно-белом Коdак. И только последний, седьмой эпизод — «Карнавал юности» — был снят на черно-белой негативной пленке Agfa и совершенно не нравился мне по качеству. Чем больше я с ним работал, тем больше у меня появлялось подозрение, что этот негатив Agfa, не совсем резкий, с плохой передачей градаций черно-белого изображения, отличавшийся по качеству от негатива, снятого на Кодак, есть не что иное, как красно-оранжевый цветоделенный негатив из двухцветного комплекта Agfa BiPack. 

Я не сомневался, что цветные фрагменты этого фильма могли снимать только по двухцветному методу ВiРаск. 

Во-первых, уже в ноябре 1931 года завершились опыты по разработке отечественного метода двухцветной съемки по методу BiPack камерами Debrie и Веll and Ноwell. 

Во-вторых, для съемки по системе Иванова использовалась камера Debrie, и для съемки двухцветным методом цветного варианта нужно было только желание и пленка. 

В-третьих, внедрение отечественной двухцветки в кинопроизводство началось именно на кинофабрики «Межрабпомфильм» (в конце 1930-х годов на ее базе была создана студия «Союздетфильм»). 

-5

Таким образом, ко времени съемок первого стереоскопического фильма двухцветный метод цветной съемки был освоен и применялся в кинопроизводстве на «Союздетфильме» и именно на BiPack. 

По данным ОТК (отдел технического контроля) Госфильмофонда в 13 коробках дополнительных материалов к фильму — часть не на пленке Коdak, а на пленке Agfa. Главный специалист по качеству — начальник ОТК Госфильмофонда Ирина Валерьевна Васина — любезно разрешила осмотреть эти негативы. 

Первая коробка. Есть! Ортохроматическая негативная пленка Agfa, а на ней «Карнавал юности». И предпоследний план на пленке — земной шар. На земном шаре территория СССР на позитиве будет абсолютно черная. Это точно сине-зеленый цветоделенный негатив. 

Открываем коробку за коробкой. Находим цветоделенные негативы с эпизодами «Птичий сад», а также с эпизодами с участием Веры Дуловой, Виталия Спевака и еще один короткий вариант «Карнавала юности». 

В остальных коробках — черно-белые варианты эпизодов с участием Галины Немченко, Якова Флиера и первой части фильма с Владимиром Яхонтовым. 

Удача! Но, как говорится, «глаз видит, да зуб неймет». Усадка материала была такова, что сканировать на тот момент его было просто невозможно, и только когда появился новый сканер, рассчитанный на работу с усадочными архивными материалами, пришло время коробок подсобного материала к стереофильму «Концерт».

-6

Суть процесса съемки по методу BiPack заключается в использовании двух пленок, сложенных эмульсионными сторонами и вместе идущими в фильмовом канале специальной или обычной кинокамеры. 

В кинематографии передняя пленка (в отечественном кинопроизводстве получившая название «Фронт-фильм») — ортохроматическая, чувствительная к сине-зеленым лучам, съемка на нее производится без дополнительного фильтра. Передний негатив фиксирует сине-зеленый участок спектра. 

«Фронт-фильм» обращен к объективу целлулоидом, через который и экспонируется. Задняя пленка экспонируется через переднюю, служащую одновременно оранжево-красным светофильтром, который нанесен на ее эмульсию и при проявлении смывается. 

Задняя пленка («Рюк-фильм») — панхроматическая, практически чувствительная (хотя и не совсем одинаково) ко всем цветам видимого спектра. Но из-за того, что на эмульсии передней пленки полит красный фильтрующий слой, на заднюю пленку проходит только красно-оранжевый участок спектра. Следовательно, на «Рюк-фильме» фиксируется красно-оранжевый участок спектра. 

С двух цветоделенных негативов производится печать на специальную позитивную пленку «Дипо-фильм», политую эмульсией с двух сторон. Каждая из них вирируется в соответствующий цвет, дополнительный к цвету, в котором снимался негатив, и получается цветное изображение. 

Почему цветоделенный негатив «Фронт-фильм» (сине-зеленый) «Карнавала юности» попал в подсобные материалы, а негатив «Рюк-фильм» (красно-оранжевый) — в основные, стало понятно сразу: в «Рюк-фильме» есть титр, а «Фронт-фильм» начинается с первого кадра за титром. 

Но остается загадкой, почему цветные варианты эпизодов с Верой Дуловой, Виталием Спеваком и эпизода «Птичий сад», а также более полные и синхронные черно-белые варианты фрагментов с Флиером и Немченко попали в подсобные материалы. 

А может быть, подсобные черно-белые и цветные варианты и являются основными? 

Сегодня, после семи лет работы над восстановлением цветного варианта, сделано следующее: 

Во-первых, удалось разработать технологию исправления оптических искажений при съемке стереофильмов двухзеркальным методом, что снимает дополнительную нагрузку на зрение во время просмотра. А это, в свою очередь, позволит применить этот метод при восстановлении всех советских стереофильмов, снятых до 1952 года. 
Во-вторых, проведена работа по отработке точного технологического соответствия цвета для восстановления двухцветных фильмов, снятых на Agfa ВiРаск, исключающая вкусовщину и субъективизм в цветопередаче. 
В-третьих, в новой редакции удалось сохранить все до единого снятые цветные планы, с учетом того, что «Карнавал юности» в исходных материалах был в двух вариантах, соединение которых сделало действие более логичным. 
В-четвертых, в цветные эпизоды новой редакции включены черно-белые фрагменты сюжета, не обнаруженные в цветоделенных материалах. Это позволило, например, не только показать полностью номер В. Спевака, но и включить в этот эпизод реконструкцию показа фильма в зале кинотеатра «Москва». 
И пятое, мне впервые пришлось выступить в роли продюсера фильма, так как все семь лет работы проводились на энтузиазме без какого-либо финансирования... 

В результате сегодня мы можем полностью увидеть весь сохранившийся материал, снятый создателями первого советского стереоскопического фильма режиссером Александром Николаевичем Андриевским и оператором Дмитрием Васильевичем Суренским по системе лауреата Сталинской премии за изобретение отечественной системы стереоскопического кинематографа Семена Павловича Иванова. 

Николай Майоров

Киновед и историк кино.

Статья была подготовлена специально к XXII фестивалю архивного кино «Белые Столбы— 2019». Больше материалов к фестивалю прошлого года можно увидеть по ссылке.
Архивные кадры к фильму ищите в нашем инстаграме:
https://www.instagram.com/gosfilmofond/

P.S.: Иллюстрации к этой статье (в альманахе к фестивалю «Белые Столбы 2019» были ошибочно взяты из фильма «Концерт» (1961) Иштвана Сабо).